Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки
В условиях экономического кризиса руководители предприятий и ИТ-директоры задаются вопросом, какими должны быть ключевые критерии эффективности информационных технологий (ИТ) и как улучшить эти характеристики. Оборудование и программное обеспечение требуют постоянных инвестиций, которые не всегда окупаются, поэтому эта проблема актуальна для многих организаций.
В 2013 году на конференции издательского дома «Открытые системы» было отмечено, что ИТ-менеджмент в России стал полноправным инструментом для решения бизнес-задач. Это соответствует глобальной тенденции, отмеченной в исследовании The 2013 Gartner CEO and Senior Executive Survey. Согласно данным исследования, 70% руководителей продемонстрировали глубокое понимание важности управления IT-активами, а 31% планировало уделять больше внимания данному направлению.
Многие руководители боятся управлять постоянно растущей и совершенствующейся ИТ-инфраструктурой предприятия, так как этот процесс требует специальных знаний, привлечения сертифицированных специалистов и использования соответствующих технологий. Однако игнорирование этой стороны развития бизнеса может привести к серьезным последствиям, таким как использование нелицензионного программного обеспечения, что может привести к критическим сбоям в работе и конфликтам с правоохранительными органами. Кроме того, это может привести к потере и утечке важной для компании информации, неоправданно высоким расходам на IT-обеспечение, снижению эффективности бизнес-процессов и уменьшению скорости и качества коммуникации с деловыми партнерами и клиентами.
Верховенство IT-активов в настоящее время делает образование управления этими активами обязательным. К IT-активам следует отнести инфраструктуру (аппаратное обеспечение), лицензионное программное обеспечение, контракты с поставщиками и финансы. Однако каждой организации требуется решить, как управлять активами по своим потребностям и предполагаемой прибыли.
Управление IT-активами включает множество задач, которые включают:
- инвентаризацию (важно получить комплексные результаты не только в виде бухгалтерской информации, но и в качестве характеристик конфигурационных единиц – КЕ);
- непрерывный мониторинг – от приобретения до списания (учет действительных и недействительных лицензий, контрактов на лизинг, закупку и поддержку программного и аппаратного обеспечения, используемых и неиспользуемых, устаревающих и невостребованных активов);
- анализ и разнесение затрат по ключевым точкам расходов и бюджетам;
- выставление счетов;
- создание прозрачной отчетности для возможности сравнения себестоимости текущих закупок с рынком;
- оптимизацию процесса закупок (бюджетирование, стратегическое планирование, снижение и возмещение затрат).
Вся процедура управления IT-активами может и должна быть автоматизирована, для чего разработаны различные модульные решения. Выбор модулей зависит от необходимой глубины охвата процесса и требуемого уровня автоматизации, а также целей и задач, размера бюджета, сроков внедрения и стратегии развития.
Мировой опыт по управлению IT-активами на данный момент собран в библиотеке IBPL, которая была создана Международной ассоциацией менеджеров по управлению IT-активами (International Association of Information Technology Asset Managers, IAITAM). Также ориентиры приведены в международных стандартах ISO/IEC 20000, ISO/IEC 19770, COBIT, ITIL.
ISO/IEC 20000 – это международный стандарт, который определяет требования к компаниям, оказывающим IT-услуги. Он используется в работе таких высокотехнологичных организаций, как системные интеграторы, банки, страховые компании, интернет-провайдеры и разработчики программного обеспечения. ISO/IEC 19770 – это стандарт, который позволяет выстроить бизнес-процессы в компании таким образом, чтобы в них могло быть задействовано только лицензионное ПО. COBIT – это стандарты, которые определяют задачи информационных и смежных технологий. В них описываются цели и принципы управления, объекты управления, даются определения IT-процессов и требования к ним, а также описываются возможные инструменты реализации последних. ITIL – это британская библиотека лучших практических способов организации работы IT-подразделений и IT-компаний. На сегодняшний день она фактически является международным стандартом в описании фундаментальных процессов управления ИТ-услугами. На базе ITIL созданы структурированные подходы к управлению IT-услугами в ведущих подразделениях компаний Hewlett-Packard, IBM и Microsoft.
На сегодняшний день изучение теоретической базы по вопросам управления IT-активами доступно при обучении на специальностях «ИТ-менеджмент» в крупных технических вузах. К сожалению, не каждый IT-директор и генеральный директор предприятия владеют такими знаниями. Тем не менее, воплощение передовых идей управления IT обеспечивает эффективность ИТ-инфраструктуры всего предприятия.
Если вы решите внедрить процессы управления ИТ-активами, то на практике сможете получить следующие преимущества:
- Большую эффективность при управлении бюджетом;
- Качественное и стратегическое планирование;
- Надежное соответствие регулирующим требованиям;
- Определение путей снижения затрат и возможность их возмещения.
Решить проблемы управления ИТ-активами - задача для всех компаний. К некоторым самостоятельно это удается, но если вы хотите поднять на новый уровень управление ИТ-активами крупного холдинга, то вам необходимо обратиться за помощью к профессионалам.
Оценка рынка услуг по менеджменту в сфере информационных технологий
Согласно данным IDC, перспективы российского рынка IT-услуг на 2015 год неутешительны, с ожидаемым снижением долларового сегмента на 10%. Однако, несмотря на это, менеджмент в сфере информационных технологий продолжит пользоваться высоким спросом. Важно отметить, что спрос на управление IT-активами не падал даже в период кризисных явлений мировой экономики, например, в 2008 году.
Сегодняшняя мировая тенденция гласит, что главным заказчиком IT-сервисов в компаниях в большей степени выступает генеральный директор, а не IT-директор, как было ранее.
Рейтинг IT-компаний России
Если вы ищете компанию, которая поможет вам управлять вашими IT-активами, то вы, вероятно, задумываетесь о том, как выбрать ту, которая обладает всесторонним знанием в области информационных технологий, имеет партнерские отношения с лучшими поставщиками оборудования и программного обеспечения, а также гарантирует конфиденциальность и защиту вашей информации. На рынке уже давно существуют и известны следующие крупные компании:
Компания КРОК возникла в 1992 году. Сегодня она занимает лидирующую позицию в сфере IT-системной интеграции на российском рынке, согласно данным IDC, удерживая 16,1% рынка. Кроме того, количество сотрудников в КРОК превышает 2 200 человек, и большинство из них - технические специалисты, обладающие вместе 4 400 профессиональными сертификатами. Благодаря постоянному сотрудничеству с более чем 200 производителями ПО и АО, компания создает комплексные решения, объединяющие в себе инфраструктуру и автоматизацию бизнес-процессов. Центры решений EMC, HP, Hitachi Data Systems, EON Reality, Symantec, Dell, существующие в компании, дают возможность клиентам использовать новейшие технологии для решения своих бизнес-задач. В КРОК ежегодно реализуется более 2 000 проектов для корпоративных заказчиков, среди которых значатся такие известные компании, как «Альфа-Банк», «Райффайзенбанк», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», X5 Retail Group N. V., «АШАН», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «РЖД» и многие другие. В 2013 году оборот КРОК составил 27 млрд руб.
IBS была основана в 1992 году. Группа компаний IBS насчитывает более 10 000 сотрудников, которые работают по всему миру. Она безупречно занимает одну из первых позиций в чрезвычайно значимых отраслевых рейтингах. Кроме того, IBS сотрудничает с отечественными и западными поставщиками, которые производят программное и аппаратное обеспечение. В компании также имеется Центр корпоративных внедрений и поддержки решений 1С.
IBS предлагает полный спектр услуг в области информационных технологий, включая разработку ПО и бизнес-приложений, консультационные услуги в сфере ИТ, ИТ-аутсорсинг. Среди клиентов компании находятся такие крупные организации, как Росатом, Газпром, Сбербанк, Boeing, Deutsche Bank, IBM, Dell, AMD, Ford и многие другие.
Консолидированный оборот компании в 2014 году составил порядка 903,6 млн. долларов.
Компания «Техносерв» была основана в 1992 году и уже много лет успешно занимается хранением и обработкой данных, мониторингом и построением ИТ-инфраструктуры, обеспечением информационной безопасности, а также ИТ-аутсорсингом и другими направлениями работы.
Компания имеет представительства в разных городах России и стран СНГ. Среди клиентов «Техносерва» такие крупные компании, как «Аэрофлот», «Российские железные дороги», «Связьинвест», «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом» и многие другие.
За прошедший 2013 год компания «Техносерв» заняла одно из лидирующих мест в ТОП-3 рейтингов российских IT-компаний, составленных РА «Эксперт» и «Коммерсантъ Деньги», что свидетельствует о ее высокой репутации на рынке.
Количество сотрудников «Техносерва» превышает 2000 человек, а оборот за 2013 год составил 40,16 млрд рублей.
Название компании NVision стало знакомым на IT-рынке еще в 2001 году. За это время компания завоевала популярность благодаря широкому кругу предоставляемых ИТ-услуг. Она практикует консалтинг, разработку и внедрение бизнес-приложений, а также построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры.
На сегодняшний день у компании их офисы уже расположены в 20 представительствах на территории России, а также в 4 представительствах СНГ и Европы. Работая бок о бок со своими партнерами, число которых насчитывает более 100 крупнейших мировых поставщиков АО и ПО, NVision оказывает свои качественные услуги в области информационных технологий.
Одной из особых характеристик компании является ее команда, насчитывающая около 3 500 профессионалов, которые готовы обслужить 250 задачливых клиентов, включающих в себя такие гиганты, как "ВТБ", "Мобильные ТелеСистемы", "Альфа-Банк", Министерство энергетики РФ, "Высшая школа экономики", и многие другие. Ежегодно проходит более 5 000 проектов.
Компания отметила свои успехи в 2013 году, получив выручку в размере 39,4 млрд рублей. "Энвижн Груп" также занимает заслуженное 2-е место в рейтинге 2014 года, составленном ИД "Коммерсант" по предоставлению ИТ-услуг.
Группа компаний «Астерос», созданная в 1998 году, на сегодняшний день состоит из нескольких организаций, в том числе «КАБЕСТ», «Астерос Консалтинг» и «Астерос Лабс», и имеет представительства в России и других странах СНГ. Основными направлениями деятельности являются построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры, систем безопасности (включая информационную), инженерных сетей, разработка и внедрение бизнес-приложений и ИТ-аутсорсинг. Компания имеет множество крупных клиентов, среди которых такие известные бренды, как «ВТБ», Сбербанк России, «Вертолеты России», РУСАЛ, РусГидро, «Северсталь», «ТНК-BP», «ВымпелКом», «МТС», МегаФон, Администрация Президента РФ, Министерство обороны РФ, Совет Федерации РФ, ФСБ России и ФТС РФ.
Количество специалистов в «Астерос» насчитывает более 1 700 человек. Компания была отмечена в рейтинге «Эксперт-400» в 2013 году, где заняла место среди крупнейших компаний России. Оборот «Астерос» за тот же год составил 19,7 миллиарда рублей.
Хотя все организации входящие в группу компаний «Астерос» заслуживают внимания, определить наиболее подходящий выбор можно только после анализа решений предложенных каждым из поставщиков услуг и их соответствия вашим требованиям.
Фото: freepik.com