ТВОРЧЕСТВО ЗЕМЛЯКОВ/ОКНО В ВЕЧНОСТЬ: ИКОНЫ И КАРТИНЫ

Интересна история возникновения и развития холуйской лаковой миниатюры, являющейся разновидностью традиционной русской.

Интересна история возникновения и развития холуйской лаковой миниатюры, являющейся разновидностью традиционной русской. Холуй в Ивановской области – всемирно известный центр, славившийся в прошлом мастерами-иконописцами на всю Россию. Наш гость – Алексей Васильевич Галушкин, профессиональный художник и представитель  этого уникального вида искусства.

Великая тайна мира 

Приехал он в Староминскую из Ивановской области. Сначала судьба направила сюда семью дочери следом за мужем – лётчиком, служили в Ейске, а потом решили приобрести жильё в нашей станице: место живописное, люди добросердечные… Только к родителям ездить далеко. Долго уговаривать не пришлось, они понимали, что с возрастом надо быть ближе к детям.  

Так, среди староминчан появилась семья Галушкиных. Настоящим подарком для всех жителей стало знакомство с работами Алексея Васильевича, ведь он не просто художник, а мастер иконописи и лаковой миниатюры, участник межрегиональных конкурсов живописных работ. Сохраняя древние традиции русской иконописи, он создал более тридцати работ, представленных для выставки под названием «Святой образ» в детской художественной школе. Над своими произведениями автор трудился в течение трех лет – с 2016  по 2019 гг. Удивительным образом Алексей Васильевич сумел в списках  с икон, написанных в ХII – ХIХ вв., приблизить образы Священного Писания к нашим дням.

В творчестве А.В. Галушкина  всегда находили отражение сильные человеческие эмоции, всё, что было дорого, что его волновало. Некоторыми размышлениями и секретами он поделился с нашими читателями.

– Алексей Васильевич,

откуда такое название –

холуйская лаковая 

миниатюра?

– Это связано с названием посёлка и протекающей здесь речкой Теза. Принято считать, что название Холуй с ударением именно на первом слоге, происходит от старинного названия плетённой из ивняка для ловли рыбы запруды или сетки, с помощью которой наискосок перегораживали реку. 

Холуй – один из центров развития русской лаковой миниатюры, которая ведет свою историю с 1934 года и считается самым молодым промыслом среди аналогичных центров Палеха, Мстеры и Федоскина. Для каждого из этих мест характерен свой стиль. 

«Рецепт» приготовления красок для создания лаковой миниатюры тоже старинный: минеральный порошок  растирается с яичным желтком, водой и уксусом, могут быть и другие вариации, но основа та же. Работы Холуйской слободы были очень популярны и ценились как в России, так и за рубежом.

– Чем отличается 

искусство от ремесла?

– Человек, создающий искусство, думает о выражении собственного «я», о передаче своего мнения другим людям. А ремесло – это знания и умения, доведенные до мастерства.

Главное отличие ремесла от искусства заключается в том, что оно не оказывает эмоционального влияния на душу человека, а главная цель ремесленника – получение за свою работу вознаграждения, денег.

В настоящее время холуйская миниатюра – это вид русской народной живописи, выполняемый темперными красками на шкатулках, коробочках, ларцах и других предметах  из папье-маше. А также декоративные лаковые панно и иконы. 

– Искусство помогает 

смотреть на мир с разных

тоҹек зрения. Что же 

значит это волшебное 

слово? 

– А это и есть великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. В нём переплетаются загадки, красота и тысячелетние знания, что во все времена помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. Искусство притягивает, а иногда отталкивает, ставит проблемы и задает вопросы… Вообще, каждый человек понимает его по-своему. 

Искусство, как большая религия, сочетающая в себе разные веры, состоит из различных видов: литературы, живописи, скульптуры, танца, театра, кино, вызывающих у разных людей разные эмоции и мысли.  Это образное отражение реальности, приобщение человека к прекрасному, порой необъяснимому и противоречивому. 

Традиции росписи

– Принято считать, 

что художник оставляет

смысл в своей картине, как 

писатель в произведении.

 – Это действительно так. В искусстве можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты. Это наша история и одна из важных ступеней эволюции, которая начинается ещё с древних времен, когда люди общались между собой посредством настенной живописи. На протяжении многих столетий они совершенствовали искусство, оставляя в нём свой след. Любая картина оживает, когда в ней есть смысл. Французский поэт и философ Жан-Мари Гюйо говорил: «Самая возвышенная цель искусства – заставлять биться человеческое сердце».

Лично я стараюсь, чтоб мои работы соответствовали  этим словам. Чувство удовлетворения охватывает, когда, завершив работу, понимаешь, что получилось то, что хотел передать. Труд художника всепоглощающий, отнимающий много сил и энергии, но результат того стоит!

Без авторского "я"

– Где граница между 

искусством и ремеслом,

иконой и картиной?

– Искусство – это дитя вдохновения, дар свыше, а ремесло – результат труда на коммерческой основе. Важно и то, и другое, просто не стоит подменивать эти понятия. Разницу между искусством и ремеслом подсказывает и литература. К примеру, повесть Гоголя «Портрет» о том, как погубила страсть к деньгам талантливого художника Чарткова, превратив его в ремесленника. Эта проблема также затронута Пушкиным в произведении «Моцарт и Сальери», Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита»… Главная мысль  заключается в том, что без творческого развития и повседневной работы над собой художнику ничего не добиться. И я с этим полностью согласен. 

А ещё хочу высказать своё мнение по поводу проблемы искусства и денег: считаю, что эти две вещи несовместимые. Может, я слишком категоричен, но это мое мнение. Если Бог дал тебе какой-то талант, то его надо беречь и развивать, а не гнаться за богатством. Пока живет человек, будет жить и настоящее искусство, оно вечно.  

А вот отличие между иконой и картиной… Я считаю, что любой жанр, от натюрморта до религиозной живописи, являет собой художественный образ, созданный при помощи фантазии и личного мироощущения художника, подписывающего свою картину. Она отражает его индивидуальность, создание нового стиля или направления в живописи. 

Прежде чем написать икону, нужно познакомиться с огромным количеством богословской литературы, проштудировать информацию о том святом, лик которого ты изображаешь. Через образ святого вникаешь в историю, приходишь к истинному пониманию веры. Икона намеренно не подписывается иконописцем. Авторство принадлежит всей церкви. Занятие иконописью – это не способ самовыражения художника, а послушание. Икона – средство для общения с Богом и Его святыми. В отличие от картины, она прямо служит спасению человеческой души.

Мир духовный

– А может ли 

невоцерквлённый человек

заниматься иконописью?

– У каждого своя дорога к Богу, как жизнь приводит человека в храм, я судить не берусь. Но считаю, что если художник, занявшись иконописью, так и не смог обрести веру, то из-под его кисти будут выходить бездуховные картинки сомнительного качества. Искусство великих художников – это всегда портрет эпохи через личный автопортрет и дух времени. 

Главная задача иконы – открыть действительность мира духовного, помочь обрести ощущение реального присутствия святого, Божьей Матери или Господа, способствовать открытию сердца и рождению покаянной молитвы, через что освящаются ум, сердце и вся жизнь человека.

– Что должен сделать 

иконописец для того, 

чтобы икона вызвала 

внутренний отклик 

в душе человека?

– Многое зависит от того, с каким багажом он приходит в храм. Икона – это образ, который должен помочь ему в молитве.

Человек молится не доске, а образу

– А что Вас привлекает 

в написании икон?

 – Каждый раз открываешь для себя что-то новое. Раскрыть историю святого, которого пишешь, посмотреть его изображения, выбрать наиболее понравившееся и сделать, например, с него копию. Это необыкновенное чувство открытия. Это ощущение возникает каждый раз, когда смотришь на старые памятники или на современные иконы. Интересно узнавание чего-то старого в новых работах.

– Как надо готовиться 

к работе – молиться, 

поститься?

– Безусловно. Но первым делом, нужно много знать, много читать о святом, которого пишешь. Перед началом работы надо определиться с деталями и тонкостями того или иного извода. Я, например, три года шёл к иконописи.

– Как удается иконописцу, соблюдая правила 

строгого канона, проявлять свое творческое начало?

– Рассматривая древние образцы, понимаешь, что для иконописца в то время канон был как будто чужой язык. К примеру, когда изучаешь иностранный, сначала ведь знакомишься со словами, потом говоришь заученными фразами, а после начинаешь и думать на этом языке. И получается, что уже можешь органично выражать свои мысли.

Так и здесь. Когда приходит глубокое понимание языка иконописи, ты  начинаешь на нем свободно говорить, многое можешь себе позволить в рамках канона.

– Икона воспринимается 

как что-то строгое, 

аскетичное. А, например,

живые детали 

не противоречат канону?

– Интересно, что на Руси иконы всегда так воспринимались – это было нечто незнакомое для народа. С принятием христианства люди стали с трепетом относиться и к воспринятой культуре. 

– Как Вы считаете, 

где должны находиться 

лучшие образцы икон –

в храме или в музее?

– Иконы надо всячески сохранять. Если в храме за иконой смогут так же следить, как в музее, то, конечно, ее следует вернуть. Но с богословской точки зрения, будем мы молиться перед "Троицей" Андрея Рублева или перед её копией – разницы нет.  Человек  молится не доске, а святому образу. 

Наталья Медведева

Последние новости

Подпиши контракт в Геленджике в батальоны резерва и получи 2 350 000 рублей

Подпиши контракт в Геленджике в батальоны резерва и получи 2 350 000 рублей                Сумма единовременной выплаты в размере 2 350 000 рублей складывается из: - 400 000 руб.

ТИХОРЕЦКАЯ МОЛОДЕЖЬ НАПОМИНАЕТ: СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В целях профилактики дорожно-транспортного травматизма и нарушений ПДД, специалисты Молодежного центра организовали раздачу профилактических памяток.

Более 2 тысяч работодателей Кубани получили компенсации за охрану труда

В 2024 году 2036 работодателей Краснодарского края получили от Отделения Социального фонда России по Краснодарскому краю средства на компенсацию расходов по охране труда на общую сумму более полмиллиарда рублей.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Мичуринске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *