Аркадий Холопов: «Пусть в храме будет одна икона, но правильная»
В Армавире приступают к росписи Свято-Никольского собора. Выполняет работы артель художников из Москвы и Сергиева Посада.
В Армавире приступают к росписи Свято-Никольского собора. Выполняет работы артель художников из Москвы и Сергиева Посада. Возглавляет ее Аркадий Холопов, который 13 лет руководил иконописными мастерскими Троице-Сергиевой лавры.
На встрече с корреспондентом «АС» он рассказал, в чем ценность канонической иконописи для России, как оформляют храмы на Кубани и почему людям должно быть одинаково благостно во всех православных церквях.
По канону— Вам предложили расписывать собор в Краснодарском крае впервые?
— Да, на юге наша иконописная мастерская «Икона в каноне» над росписью религиозного учреждения работала только в Ростовской области.
— Епископ Армавирский и Лабинский Савва однажды сказал, что на Кубани храмы не всегда оформляют в каноне.
— Да, встречаются храмы, действительно, выполненные не по канону. Когда в иконописи стали отходить от канонов, сложно сказать.
— А что есть строгое соблюдение канона в иконописи?
— Это стиль, сформированный на лучших древних образцах: византийских и русских. Важна каждая деталь: начертания образа и силуэта, грамотная постановка рук. В старинных иконах есть ответ на все вопросы, которые могут возникнуть у художника: как изобразить нос, глаз, складки одежды, фигуры, соотношение обратной перспективы. Иными словами, спектр приемов, которые использует иконописец.
К эталонным произведениям относятся иконы Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека, Даниила Черного, а также учеников Рублева. При Московской духовной академии, где я учился на факультете иконописи, именно этих авторов нам ставили в пример.
— Почему важно следовать канону и не вносить в росписи ничего авторского?
— Иконопись — это богословие в красках. Художник, работая над росписью храма, не является автором сюжетов, а пересказывает Евангелие. Все каноны, правила утверждены святой Церковью, как Конституция. Мастерство росписи передается из поколения в поколение. Так расписывали всегда, и только влияние Запада в XVII—XVIII веках привнесло иные тенденции. Уже «строгановские письма» — это начало упадка, когда стало заметно отношение к деталям и украшательству.
— То есть строгановская школа живописи, названная по фамилии сибирских купцов-меценатов Строгановых, содержавших иконописную мастерскую, выделяется стремлением к украшению?
— Изначально ее иконописцы придерживались московского художественного стиля, в мастерской работали многие мастера из Москвы. Со временем строгановские иконописцы разработали собственные приемы.
Главными особенностями строгановской школы стали миниатюрные размеры икон, сложные композиции и сочная цветовая гамма — на полутонах желтых, красных, розовых, зеленых и черных красок. Часто мастера украшали работы золотой и серебряной росписью.
Фигуру святого они обычно помещали в центр иконы, ее изображали крупными цветовыми пятнами. Центральный образ обрамляли причудливым детальным пейзажем с палатами. Людей и растения изображали реалистично, максимально близко к натуре, все элементы тонко прорабатывали.
— И иконопись стала приближаться к декоративности?
— Можно и так определить. В России существуют такие виды традиционного искусства, где декоративность уместна и естественна. Например, палехская миниатюра. Задача иконы в другом. Она предмет литургический, поэтому образ должен располагать человека к молитве. Умиротворенные лица, образы, цветовая гамма — все в иконописи подчинено этой задаче.
В современной иконе отражается видение мастеров XXI века. Хорошо, пусть будет и ярко, и цветно, но это будет правильно.
Проникнуться образом— А как вы относитесь к работам петербургских иконописцев нового поколения Филиппа Давыдова и Ольги Шаламовой? Считают, что у этих художников оригинальный авторский стиль.
— Существует веяние, когда художник проявляет себя в иконописи как автор. Что плохо, потому что за этим стоит гордыня. Какой смысл автору искать язык и форму, когда установлены правила написания иконы? Для художника создание иконы — это не творчество, не самореализация, перед ним стоит задача сделать икону понятной. Чтобы человек, видя святой образ, проникся им.
А по части росписи, задача иконописца — наполнить храм содержанием. Чтобы прихожане ощущали: здесь пребывает Господь.
Но еще существуют законы архитектуры, живописи, каноны иконописи, которые при росписи храма нужно соединить. Есть масса примеров, где можно черпать вдохновение: иконостас кисти Андрея Рублева в Троице-Сергиевой лавре, фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре, росписи храмов Московского Кремля.
— Использование орнамента при росписи православных церквей — тоже дань моде?
— Я сторонник минимизации орнамента, так как его изобилие мешает восприятию самих образов Божьих. Например, Дионисий практически не писал узор. Иконописец пространство заполняет смыслом, а не украшением. А иконописный образ всегда наполнен смыслом.
Иконописную традицию создавали тысячелетиями, и вот приходит XXI век, и нам захотелось писать иконы на греческий, египетский лад. Мы живем в России. Почему не любим свое, русское? Весь мир восхищается русской иконой.
— Значит, Свято-Никольский собор в Армавире будут расписывать по канонам?
— Да, владыка благословил.
— Как много времени потребуется для выполнения полного цикла работ?
— Год-полтора.
— На стенах собора появятся сюжеты из жития Николая Чудотворца?
— Это станет известно в течение трех месяцев. Дело в том, что сюжеты храмовой росписи определяет духовенство. Мы, художники, реализовываем их видение.
Когда человеку хорошо— С чего начнете оформление интерьера храма?
— С исследования поверхности стен. Проведем анализ штукатурного покрытия,
выявим бухтящие места, кракелюры. Выровним и укрепим стены.
Писать будем по сухой поверхности силикатными красками. Они прекрасно имитируют натуральные красящие вещества, замечательно держатся, и стена дышит. Изображения, которые сделаем, будут долговечными.
Много раз замечал, что иконы со временем преображаются, словно не ты их писал. Образы становятся более одухотворенными. Это уже намоленность.
— Смогут ли армавирцы наблюдать за работой художников, или на какой-то период собор будет закрыт для посещений?
— В зиму здесь будет сыро и грязно во время росписи, поэтому принято решение делать первыми приделы и притворы. К лету подойдем к центральной части, чтобы храм продолжал принимать верующих. Причем работать мастера будут и ночью. Это необходимо, чтобы не мешать богослужению. Объем работ в центральной части, для которых нужна вентиляция, большой. А летом можно открыть окна и двери.
— При создании эскизов, компоновке сюжетных сцен с какими сложностями столкнетесь?
— У Свято-Никольского храма сложная архитектура. Решение свода требует, чтобы роспись зазвучала обилием красок, была торжественна и являлась образцом современной иконописи. Свод большой, поздний, перекликается с Византией.
Сначала сделаю эскиз, потом начнем компоновку — расположение сюжетов на стенах. На алтаре и своде изображают сюжеты из жизни Христа.
Согласно канону, там появятся архангелы, херувимы, пророки. А вот ниже по стенам, если даст благословение архиерей, можем изобразить сцены из жития Святителя Николая.
На западной стене появятся сцены Страшного суда. По канону в этой части росписи будут змей, праведники и грешники.
— Какой основной посыл вы закладываете в роспись храма в Армавире?
— Мне бы хотелось, чтобы человек вошел в собор, и ему там было хорошо. Храм словно якорь, в нем верующий может постоять, как в гавани, и понять, что он пришел сюда за миром, любовью, созиданием. Убежден и говорил об этом батюшкам, что для этого прихожанам нужен канонический образ. Пусть это будет всего одна икона, но
правильная.
Фото Александра Ковязина / АС
Ольга БелолипецкаяПоследние новости
Жители Курганинского района помогают не только в уборке песчаных анапских пляжей
По просьбе волонтеров-зоозащитников, наши земляки собрали необходимое для тех, кто спасает от гибели птиц и животных.
Депутаты Роман Кирюшин, Валерий Черняковский и Александр Оробей оказали помощь в организации праздничных мероприятий для детей округа
В микрорайоне «Макаренко», при поддержке депутатов Городского Собрания Сочи по избирательному округу № 12, членов депутатского объединения ВПП «Единая Россия» в ГСС Романа Кирюшина, Валерия Черняковского и Александра Оробея,
Подопечные Армавирского интернета для престарелых посетили выставку художника Гайка Сачиянца
Армавир, 10 января. Персональную выставку известного художника Гайка Сачиянца «Ностальгия» посетили подопечные Армавирского дома-интерната для престарелых и инвалидов.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку