Аркадий Холопов: «Пусть в храме будет одна икона, но правильная»

В Армавире приступают к росписи Свято-Никольского собора. Выполняет работы артель художников из Москвы и Сергиева Посада.

В Армавире приступают к росписи Свято-Никольского собора. Выполняет работы артель художников из Москвы и Сергиева Посада. Возглавляет ее Аркадий Холопов, который 13 лет руководил иконописными мастерскими Троице-Сергиевой лавры.

На встрече с корреспондентом «АС» он рассказал, в чем ценность канонической иконописи для России, как оформляют храмы на Кубани и почему людям должно быть одинаково благостно во всех православных церквях.

По канону

— Вам предложили расписывать собор в Краснодарском крае впервые?

— Да, на юге наша иконописная мастерская «Икона в каноне» над росписью религиозного учреждения работала только в Ростовской области.

— Епископ Армавирский и Лабинский Савва однажды сказал, что на Кубани храмы не всегда оформляют в каноне.

— Да, встречаются храмы, действительно, выполненные не по канону. Когда в иконописи стали отходить от канонов, сложно сказать.

— А что есть строгое соблюдение канона в иконописи?

— Это стиль, сформированный на лучших древних образцах: византийских и русских. Важна каждая деталь: начертания образа и силуэта, грамотная постановка рук. В старинных иконах есть ответ на все вопросы, которые могут возникнуть у художника: как изобразить нос, глаз, складки одежды, фигуры, соотношение обратной перспективы. Иными словами, спектр приемов, которые использует иконописец.

К эталонным произведениям относятся иконы Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека, Даниила Черного, а также учеников Рублева. При Московской духовной академии, где я учился на факультете иконописи, именно этих авторов нам ставили в пример.

— Почему важно следовать канону и не вносить в росписи ничего авторского?

— Иконопись — это богословие в красках. Художник, работая над росписью храма, не является автором сюжетов, а пересказывает Евангелие. Все каноны, правила утверждены святой Церковью, как Конституция. Мастерство росписи передается из поколения в поколение. Так расписывали всегда, и только влияние Запада в XVII—XVIII веках привнесло иные тенденции. Уже «строгановские письма» — это начало упадка, когда стало заметно отношение к деталям и украшательству.

— То есть строгановская школа живописи, названная по фамилии сибирских купцов-меценатов Строгановых, содержавших иконописную мастерскую, выделяется стремлением к украшению?

— Изначально ее иконописцы придерживались московского художественного стиля, в мастерской работали многие мастера из Москвы. Со временем строгановские иконописцы разработали собственные приемы.

Главными особенностями строгановской школы стали миниатюрные размеры икон, сложные композиции и сочная цветовая гамма — на полутонах желтых, красных, розовых, зеленых и черных красок. Часто мастера украшали работы золотой и серебряной росписью.

Фигуру святого они обычно помещали в центр иконы, ее изображали крупными цветовыми пятнами. Центральный образ обрамляли причудливым детальным пейзажем с палатами. Людей и растения изображали реалистично, максимально близко к натуре, все элементы тонко прорабатывали.

— И иконопись стала приближаться к декоративности?

— Можно и так определить. В России существуют такие виды традиционного искусства, где декоративность уместна и естественна. Например, палехская миниатюра. Задача иконы в другом. Она предмет литургический, поэтому образ должен располагать человека к молитве. Умиротворенные лица, образы, цветовая гамма — все в иконописи подчинено этой задаче.

В современной иконе отражается видение мастеров XXI века. Хорошо, пусть будет и ярко, и цветно, но это будет правильно.

Проникнуться образом

— А как вы относитесь к работам петербургских иконописцев нового поколения Филиппа Давыдова и Ольги Шаламовой? Считают, что у этих художников оригинальный авторский стиль.

— Существует веяние, когда художник проявляет себя в иконописи как автор. Что плохо, потому что за этим стоит гордыня. Какой смысл автору искать язык и форму, когда установлены правила написания иконы? Для художника создание иконы — это не творчество, не самореализация, перед ним стоит задача сделать икону понятной. Чтобы человек, видя святой образ, проникся им.

А по части росписи, задача иконописца — наполнить храм содержанием. Чтобы прихожане ощущали: здесь пребывает Господь.

Но еще существуют законы архитектуры, живописи, каноны иконописи, которые при росписи храма нужно соединить. Есть масса примеров, где можно черпать вдохновение: иконостас кисти Андрея Рублева в Троице-Сергиевой лавре, фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре, росписи храмов Московского Кремля.

— Использование орнамента при росписи православных церквей — тоже дань моде?

— Я сторонник минимизации орнамента, так как его изобилие мешает восприятию самих образов Божьих. Например, Дионисий практически не писал узор. Иконописец пространство заполняет смыслом, а не украшением. А иконописный образ всегда наполнен смыслом.

Иконописную традицию создавали тысячелетиями, и вот приходит XXI век, и нам захотелось писать иконы на греческий, египетский лад. Мы живем в России. Почему не любим свое, русское? Весь мир восхищается русской иконой.

— Значит, Свято-Никольский собор в Армавире будут расписывать по канонам?

— Да, владыка благословил.

— Как много времени потребуется для выполнения полного цикла работ?

— Год-полтора.

— На стенах собора появятся сюжеты из жития Николая Чудотворца?

— Это станет известно в течение трех месяцев. Дело в том, что сюжеты храмовой росписи определяет духовенство. Мы, художники, реализовываем их видение.

Когда человеку хорошо

— С чего начнете оформление интерьера храма?

— С исследования поверхности стен. Проведем анализ штукатурного покрытия,
выявим бухтящие места, кракелюры. Выровним и укрепим стены.

Писать будем по сухой поверхности силикатными красками. Они прекрасно имитируют натуральные красящие вещества, замечательно держатся, и стена дышит. Изображения, которые сделаем, будут долговечными.

Много раз замечал, что иконы со временем преображаются, словно не ты их писал. Образы становятся более одухотворенными. Это уже намоленность.

— Смогут ли армавирцы наблюдать за работой художников, или на какой-то период собор будет закрыт для посещений?

— В зиму здесь будет сыро и грязно во время росписи, поэтому принято решение делать первыми приделы и притворы. К лету подойдем к центральной части, чтобы храм продолжал принимать верующих. Причем работать мастера будут и ночью. Это необходимо, чтобы не мешать богослужению. Объем работ в центральной части, для которых нужна вентиляция, большой. А летом можно открыть окна и двери.

— При создании эскизов, компоновке сюжетных сцен с какими сложностями столкнетесь?

— У Свято-Никольского храма сложная архитектура. Решение свода требует, чтобы роспись зазвучала обилием красок, была торжественна и являлась образцом современной иконописи. Свод большой, поздний, перекликается с Византией.

Сначала сделаю эскиз, потом начнем компоновку — расположение сюжетов на стенах. На алтаре и своде изображают сюжеты из жизни Христа.

Согласно канону, там появятся архангелы, херувимы, пророки. А вот ниже по стенам, если даст благословение архиерей, можем изобразить сцены из жития Святителя Николая.

На западной стене появятся сцены Страшного суда. По канону в этой части росписи будут змей, праведники и грешники.

— Какой основной посыл вы закладываете в роспись храма в Армавире?

— Мне бы хотелось, чтобы человек вошел в собор, и ему там было хорошо. Храм словно якорь, в нем верующий может постоять, как в гавани, и понять, что он пришел сюда за миром, любовью, созиданием. Убежден и говорил об этом батюшкам, что для этого прихожанам нужен канонический образ. Пусть это будет всего одна икона, но
правильная.

Фото Александра Ковязина / АС

Ольга Белолипецкая

Последние новости

ТОП-5 самых частых поломок блоков питания по версии сервисных инженеров

Разбираем, что чаще всего выходит из строя в БП, почему это происходит и как этого избежать

ФНС России предупреждает о мошеннических звонках и рассылках

Неизвестные сообщают о неуплаченных налогах, образовавшейся задолженности, непредставленных документах, необходимости подать декларацию, пояснения или другие документы.

Глава Сочи Андрей Прошунин обсудил с жителями Адлерского района вопросы развития социальной инфраструктуры

Встречу с жителями провели в поселке Красная Поляна. В ней приняли участие глава Адлерского района, руководители структурных подразделений мэрии, депутаты Городского Собрания Сочи, представители полиции, прокуратуры и МЧС.

Сочи возглавил рейтинг городов страны по качеству жизни

Федеральный рейтинг составлен экспертами Финансового университета при Правительстве Российской Федерации по итогам первого квартала 2025 года.

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Волгодонске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *