Какие архитектурные стили можно найти в Краснодаре?
«Краснодарские известия» пообщались с краеведом Владимиром Бегуновым и узнали, какие постройки в краевом центре считаются произведениями искусства.
«Краснодарские известия» пообщались с краеведом Владимиром Бегуновым и узнали, какие постройки в краевом центре считаются произведениями искусства.
Рисунок: Оксана Химоненко Старый город был утрачен в советский период— Владимир, так уж богат был Екатеринодар, а потом Краснодар на характерные постройки?
— Говорить об архитектуре Краснодара довольно сложно. Выделять здесь какие-то характерные постройки для того или иного стиля непросто. В основном в городе преобладает эклектика. И причин тому несколько. Во-первых, Екатеринодар имел достаточно небольшой период градостроения. По сути, весь тот старый каменный город, который мы сейчас имеем, был построен всего за каких-то 20-30 лет — начиная с 90-х годов XIX века и заканчивая Великой Октябрьской социалистической революцией. Тот же Ростов-на-Дону в плане архитектурных стилей более разнообразен, потому что здания там строились с начала XIX века. Во-вторых, Екатеринодар являлся маленьким провинциальным городом. Здесь просто не было финансовых возможностей строить яркие дома, как было в той же Москве или Санкт-Петербурге. Даже у состоятельных екатеринодарцев для этого были более чем скромные возможности. В-третьих, и, наверное, это самая серьезная причина, город сильно разрушался в период советской власти. Особенно в 50-е и 80-е годы.
Справедливости ради стоит отметить, что тогда по всей стране сносились старые особняки. Там, где их было много, утрата была не так заметна. В Екатеринодаре же изначально их было мало, поэтому мы видим, что в Краснодаре нет как такового старого города. Вот дореволюционный особняк — и рядом обязательно окажется какая-нибудь сталинка или хрущевка. Многое тут зависело от главных архитекторов города. Кто-то из них старался сохранять исторические здания, а кто-то, наоборот, нещадно рушил. В Краснодаре долгое время главным архитектором был Александр Титов. За несколько десятилетий в этой должности он снес множество старых домов, застроил места хрущевками. По иронии судьбы, потом он увлекся краеведением и стал большим защитником краснодарской старины.
— Можете назвать главные утраты в архитектуре Краснодара?
— Одно из самых знаковых зданий — Атаманский дворец. Сейчас на его месте стоит школа №48. Я считаю, что для детей надо построить современное здание, а дворец восстановить на том же месте. Тем более что от него сохранился оригинальный забор. Другая, не менее тяжелая утрата, — Зимний театр. Это было первое здание в Екатеринодаре, построенное в стиле модерн. На его месте сейчас стоит филармония. У Зимнего театра был утоплен первый этаж, поэтому, чем дальше человек отходил от него, тем больше казалось, что это бункер, который летит над улицей. Дом построили в 1909 году. А это было время дирижаблей. Вот и Зимний театр был неким архитектурным дирижаблем. Он явно поражал воображение, притягивал взгляд. И это здание пережило Великую Отечественную войну. Да, оно стояло без окон и дверей, но его можно было восстановить. Но как раз Титов принял решение снести дом до первого этажа и превратить в безликий театр в стиле сталинского ампира. В то время модерн считался декадентским стилем.
Рисунок: Оксана ХимоненкоПохожая ситуация сложилась, пожалуй, с одной из самых шикарных гостиниц города — «Большой Московской». На ее месте сейчас стоит отель Hilton. Там тоже было здание в стиле модерн. Где-то в 1952 году «Большую Московскую» снесли и на ее месте возвели гостиницу «Центральная». Но и она долго не простояла. Кстати, напротив «Большой Московской» находилась не менее красивая гостиница «Европейская». Обе очень хорошо друг друга дополняли. Во второй половине XIX века в России появляется эклектика. В ней были намешаны разные архитектурные стили: колонны от классицизма, статуи от барокко, шпиль от ампира. Все это выглядело помпезно. Но «Европейскую» возвели в стиле высокой эклектики. Модерн был более легким, ассиметричным, даже фантастичным. После Октябрьской революции этот стиль практически закончился в России. На его смену пришел конструктивизм, поэтому было очень важно сохранить здания, построенные в модернистском стиле. Но их разрушили.
Немного Санкт-Петербурга— Какое здание в Краснодаре наиболее ярко отражает эпоху сталинского ампира?
— Наверное, это дом Акритаса на углу Красной и Гоголя. Его построили до революции, потом он пережил пожар. Его восстановили, но в 1930-е годы перестроили, появился купол. В 50-60-х годах здание снова перестроили, в итоге оно окончательно потеряло какой-то цельный вид. Вообще в то время в Краснодаре часто что-то достраивали, перестраивали. Жилья тогда сильно не хватало, поэтому на старые особняки «ставили» новые этажи, пристраивали новые корпуса. Одним из таких ярких примеров является дом купца С.С. Бейма, или, как его еще называют, Дом с колоннами или Дом со львами. Он стоит на Красной, между Комсомольской и Мира. К прекрасному двухэтажному зданию пристроили третий этаж, который, конечно, все испортил.
— Перестройка зданий всегда портила их вид?
— Нет. Есть и удачные примеры. Например, перестройка армянской школы, которую сейчас все знают как здание библиотеки имени А.С. Пушкина. Трудно говорить, что там перестроили, но получилось очень толково. Скорее всего, это был портик с колоннами — кстати, единственная классическая галерея в Краснодаре. Это особенно ценно, потому что в городе никогда не строили здания в стиле классицизма. Екатеринодар просто не успел застать эту эпоху. Так что благодаря советским архитекторам в городе появилось немного Санкт-Петербурга. Другим примером удачной перестройки стало здание бывшей «Екатеринодарской конторы Госбанка». Сейчас это второй корпус музея Ф.А. Коваленко. Так достроили этаж, подняли все элементы со второго этажа и как будто бы встроили новый этаж между первым и вторым.
Фото: Максим Дмитриев, «Краснодарские известия»/ 6+ Шпиль просится, но его нет— Вы упоминали конструктивизм. Есть ли в Краснодаре дома, возведенные в этом стиле?
— Самое яркое здание, построенное в стиле советского конструктивизма, стоит на углу Пашковской и Красной. Это жилой дом. Правда, сейчас он очень сильно испорчен жильцами. Здесь висят какие-то безумные вывески, балконы переделаны и застеклены. Власти города периодически обещают привести в порядок фасад, но пока до этого не дошло. Сейчас многие даже не понимают, что это прекрасный пример конструктивизма в архитектуре. Им кажется, что дом — продукт самостроя 90-х годов прошлого столетия.
— Есть в Краснодаре здания, которые начинали возводить в одном стиле, а потом достраивали в другом?
— Конечно. Это случилось, когда Никита Хрущев объявил войну архитектурным излишествам. Так, нынешнее здание администрации края планировалось построить в стиле сталинского ампира, на манер столичных высоток. Венчать дом должен был шпиль. Но когда Хрущев объявил борьбу с излишествами, строение пришлось перепроектировать. Ему добавили два этажа, а шпиль убрали. А вот здание ЦУМа, стоящее на углу Красной и Гоголя, перепроектировать не успели. Оно было построено в стиле сталинского ампира. Но из проекта был убран шпиль. Когда будете проходить мимо этого дома, приглядитесь к нему внимательнее. Там прямо просится шпиль на крыше. Но его там нет.
Стиль южного торгового центра— Мы все о старом. А как насчет современных стилей: постмодерна, хайтека, деконструктивизма, параметризма. Они представлены в городе?
— Как таковых современных стилей в архитектуре Краснодара не представлено. Возможно, есть какие-то небольшие элементы этих стилей. Но в целом в архитектуре города также преобладает эклектика. С приходом к власти Хрущева в стране, а значит и в Краснодаре, наступил период типовой архитектуры, которая закончилась в 80-х годах. После этого чего-то отдельного не появилось. С натяжкой можно сказать, что то же здание гостиницы Marriott возведено в стиле хай-тек (его еще называют структурным экспрессионизмом). С другой стороны, оно совершенно не взаимодействует с пространством. Это убивает в том числе всю стилистику.
— Что вы имеете в виду под выражением «взаимодействует с пространством»?
— Скажем, у нас есть красивое старое здание Госбанка на углу Красной и Орджоникидзе. Там, кстати, имеется единственная в городе скульптура полноразмерного льва. В соседнем Ростове-на-Дону таких львов масса, а у нас он почему-то только один. Сейчас этого льва на Госбанке можно увидеть только с угла здания, и то, если задрать голову. А раньше город в этом месте был малоэтажный, скорее всего, лев возвышался над домами и виден был далеко со всех сторон. Или здание Кубанского государственного медицинского универститета, бывшее Епархиальное женское училище. Оно было построено в 1901 году. Это эклектика — псевдорусский стиль. На дореволюционных фотографиях можно увидеть, что на этом здании была башня с крестом. На ней висели электрические лампочки, так что по ночам башня светилась. Так как Екатеринодар был двух- и трехэтажным городом, то башню хорошо видели гуляющие и по Красной, и по Горсаду. Здание доминировало в этой части города. Задавало, можно сказать, тон. А сейчас оно затеряно среди других многоэтажек. То же самое произошло с Екатерининским собором. Раньше он стоял на площади, не был застроен домами. Здание давило своей мощью, это была настоящая архитектурная точка, которую видели из разных частей города. А если учесть, что рядом, на Седина, стояла Триумфальная арка, а также пивзавод, —
эти три сооружения явно взаимодействовали друг с другом. Но в советское время это пространство было нарушено. Это изменило стилистику города.
— А стилистика была?
— Да, Краснодар — провинциальный город. Тем не менее, у него было свое лицо — южного торгового центра. Советский Краснодар стал совершенно безликим.
Красной следует вернуть максимально первоначальный вид— На что стоит обратить внимание в современной архитектуре Краснодара? Какие строения будут иметь историческую ценность?
— Ответ очевиден: стадион ФК и парк «Краснодар». Жаль, что стадион видно издалека только когда проезжаешь мосты по улице Северной. В целом у нас довольно красивые новые спальные кварталы. Они достаточно комфортны для жизни, но это типовая застройка. Она не может быть лицом города. А вот оригинальной архитектуры почти нет. Да, восстановили собор Александра Невского. Но таких зданий у нас появляется мало.
Фото: Игорь Чураков, «Краснодарские известия»— Как считаете, почему?
— Город по-прежнему воспринимается как стартовая площадка для переезда в Москву. Те, от кого зависит строительство таких зданий, предпочитают больше делать карьеру, а не улучшать свой город. Но есть и положительные моменты. В краевом центре стали очищать старые дома от штукатурки, приводить их в порядок. В СССР все замазали штукатуркой, что отразилось на красоте зданий. Обратите внимание на два здания, стоящие друг напротив друга на пересечении Красной и Карасунской. Одно очистили, и дом заиграл, стал доминантой квартала. Строение напротив точно такое же, но оно в штукатурке и поэтому теряется. Постепенно город сбрасывает пелену и возвращает себе былой образ. Вообще, я за то, чтобы вернуть Красной максимально первоначальный вид.
Например, дом Акулова на углу Красной и Пушкина. Посмотрите на старые фото, каким он был шикарным. Но потом там пристроили угол, убрали балконы с лепниной. Восстановить их —
вот это было бы замечательно! Снести третий этаж в доме Бейма, восстановить башни на нем. В СССР была борьба с вензелями. Их сбивали, замазывали, закрывали советскими гербами. У нас в городе в списке исторического наследия числится 350 домов, и только на 20 из них сохранились вензеля. Где-то их надо очистить, где-то восстановить. Например, на Горького и Красной стоит пустующее здание военкомата — бывший жилой дом братьев Тарасовых. Там над двумя дверьми до сих пор вензеля замазаны штукатуркой.
Материал подготовил Максим Куликов
Последние новости
Законодательное Собрание Краснодарского края приняло важные решения
Депутаты одобрили изменения в ряд законопроектов на внеочередной сессии.
Благотворительная акция «Мой Бизнес Помогает» поддержала приют
Предприниматели Кубани передали более 100 килограммов корма для животных.
Развитие предпринимательства в Краснодарском крае: новые инициативы и изменения в налоговом законодательстве
На заседании Совета по развитию предпринимательства обсудили важные аспекты для бизнеса.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку