Владимир Коробчак: «Общественная наблюдательная комиссия служит гарантом здоровья общества»
В Краснодаре состоялось первое организационное собрание VI созыва Общественной наблюдательной комиссии Краснодарского края.
В Краснодаре состоялось первое организационное собрание VI созыва Общественной наблюдательной комиссии Краснодарского края.
На Кубани ближайшие три года осуществлять общественный контроль соблюдения прав человека и условия содержания заключенных будет новый состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК). Кандидатов в региональные наблюдательные комиссии в последних числах сентября утвердила Общественная палата Российской Федерации (ОПРФ). В состав VI созыва кубанской ОНК вошли двадцать человек, а первое организационное собрание комиссии в новом составе состоялось в Краснодаре четырнадцатого октября. О задачах, которые предстоит решать краевой ОНК, и о том, как проходил отбор кандидатов в состав комиссии, нашим читателям рассказал первый заместитель председателя краевой Общественной палаты, член комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты России Владимир Коробчак.
— Владимир Владимирович, ближайшие три года новому составу Общественной наблюдательной комиссии нашего региона предстоит контролировать условия содержания заключенных и содействовать их социальной адаптации. Расскажите, кому именно доверена такая важная миссия.
— В нынешнем году российская Общественная палата рассмотрела заявки больше тысячи кандидатов в состав ОНК из 43 регионов страны. Формирование нового состава комиссии началось за девяносто дней до окончания срока действия полномочий предыдущего состава. За это время своих кандидатов в ОНК выдвинули различные общественные и иные некоммерческие организации, занимающиеся правозащитной деятельностью.
Наблюдательные комиссии формируются в каждом субъекте России. Большинство кандидатур сначала рассматриваются на советах региональных общественных палат. В нынешнем году кубанская общественная палата совместно с уполномоченным по правам человека в регионе согласовала около двадцати кандидатур, после чего направила рекомендации по претендентам в состав ОНК в адрес совета Общественной палаты РФ. Отмечу, что совет ОПКК и уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае участвуют в формировании состава краевой общественной наблюдательной комиссии с 2016 года путем выдачи соответствующих рекомендаций. Такие рекомендации дают возможность совету Общественной палаты Российской Федерации иметь более полное представление о кандидате в состав ОНК и его правозащитной деятельности.
— Кто может стать членом общественной наблюдательной комиссии? Какие требования предъявляются к кандидатам?
— Стать членом ОНК может гражданин, занимающийся общественной деятельностью, желательно направленной на защиту прав граждан. Кандидат должен быть старше 25 лет, являться гражданином РФ (при этом не допускается наличие второго гражданства или вида на жительство в другой стране). Также у него не должно быть непогашенных судимостей, на момент подачи заявления он не должен находиться под следствием. Работа в выборных органах и органах исполнительной власти также не допускается.
Кроме того, организации, выдвигающие своих кандидатов, должны работать на территории страны не менее пяти лет, не быть иноагентами и не подпадать под закон о противодействии экстремизму.
При оценке кандидата также учитывается цель, с которой он идет в общественную наблюдательную комиссию. Конечно, он может делать это с благими целями: помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, защищать права, выступать в качестве общественного контролера. Но может случиться, что при всём этом у кандидата будет некий личный интерес. Например, близкий родственник, находящийся в местах принудительного содержания. По закону это повод для отвода кандидата.
— ОНК — бесплатная общественная деятельность, причем не самая простая. Зачем люди идут на эту работу?
— У каждого своя история попадания в систему. Всё зависит от высокой нравственной позиции человека. Знаю людей, работавших в ОНК три срока подряд (больше нельзя по закону). Это настоящие подвижники, девиз которых «Если не я, то кто же?». Есть те, кому помогли, когда они нуждались в помощи, и теперь они сам вошли в систему, чтобы помогать другим.
Не всегда человек, сидящий в тюрьме, может открыться сотруднику закрытого учреждения или надзорного ведомства, например прокурорскому работнику. А когда он встречается с представителем ОНК, то встречается с обычным человеком, не наделенным ни властными, ни надзорными полномочиями, а осуществляющим общественный контроль. Его цель — убедиться, что соблюдены все нормы содержания граждан. Многие руководители закрытых учреждений и надзорных органов отмечают, что члены ОНК видят многие проблемы обеспечения прав человека в местах заключения под иным углом, а информация, доводимая до руководства силовых структур на совместных совещаниях, порой имеет огромное значение в организации деятельности этих учреждений и профилактике различных нарушений.
— В ОНК работают специалисты разного профиля?
— В основном юристы и правозащитники. Например, бывшие адвокаты, преподаватели юриспруденции. Их основная функция — обеспечить людям в местах принудительного содержания такую защиту прав, какая установлена законом. Есть и специалисты из других областей деятельности. Каждый член ОНК, как лично, так и через свои некоммерческие организации, может способствовать возвращению заключенных после их освобождения в нормальное общество по своему профилю. Юристы — оказывая правовую помощь, спортсмены — вовлекая в спортивные занятия, представители бизнеса — предоставляя рабочие места и так далее.
— Какое место в работе ОНК занимают мероприятия, направленные на социализацию заключенных?
— В социализации бывших заключенных прежде всего заинтересовано само общество. Чем выше уровень социализации, тем меньше риск рецидивов и тем больше шансов у этих людей стать достойными членами социума. Российская Общественная палата вместе с палатами регионов и общественными объединениями, основываясь на опыте работы ОНК, активно участвует в формировании законодательных инициатив и практическом внедрении программ реабилитации людей, которые вышли из мест принудительного содержания. В рамках этих программ бизнес совместно с учреждениями закрытого типа создает рабочие места с соответствующей инфраструктурой, на которых работают заключенные.
Как правило, на таких предприятиях задействованы люди с нестрогими наказаниями: получившие срок, например, за экономические преступления, кражи и тому подобное. Во время работы как раз и происходит социализация. Кроме того, к концу срока осужденный приобретает профессиональные навыки, которые помогут ему устроиться на работу после освобождения.
— ОНК могут реально решать проблемы людей в местах принудительного содержания или их решения носят только рекомендательный характер?
— Общественная наблюдательная комиссия — это прежде всего рекомендательный орган, от которого ждут предложений по улучшению той или иной ситуации. ОНК начинала с защиты прав, а сегодня стала очень серьезным институтом общественного контроля, который к тому же дает первичную информацию для законодателей, формирующих нормативную базу, которая обеспечивает нормальное содержание людей в таких местах.
Есть еще один важный момент: информация о состоянии условий содержания и исполнения прав человека, предоставляемая членами ОНК, помогает соответствующим органам предупреждать различные форс-мажорные ситуации, которые потенциально могли бы иметь место. Иными словами, ОНК стала сегодня важным институтом общественного контроля, доказавшим свою эффективность на практике.
— Очевидно, что член общественной наблюдательной комиссии не только обязан быть беспристрастным и бдительным, но и должен владеть определенными компетенциями. Как их можно получить?
— Необходимые навыки кандидаты в ОНК получили на семинаре, организованном на базе ОПКК летом нынешнего года. Мероприятие для кандидатов и действующих членов ОНК провели председатель комиссии российской Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Воронцов, эксперт комиссии, курирующий работу по формированию ОНК, Петр Золотов, председатель кубанской Общественной палаты Любовь Попова. В работе также приняли участие уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае Сергей Мышак, представители прокуратуры, ГУ МВД, УФСИН Краснодарского края и правозащитники.
Отмечу, что обучение кандидатов в составе кубанской ОНК в таком широком формате проводилось впервые. Все участники семинара получили и теоретическую, методическую и практическую помощь.
— ОНК приезжает в места принудительного содержания планово или по обращениям осужденных?
— Частота проверок не регламентирована законом. План работы утверждается на общих собраниях членов ОНК. Есть плановые проверки, есть такие, которые связаны с теми или иными происшествиями, общегосударственными мероприятиями (например, тематическими днями, которые проводит прокуратура). Кроме того, очень часто прокуратура, осуществляя надзор, приглашает к участию в проверочных мероприятиях членов ОНК. Также проводятся проверки по сообщениям в СМИ о нарушении прав заключенных. Удостоверение члена ОНК дает ему право попасть на территорию колонии практически в любое время.
Иными словами, проверки могут быть совместными, плановыми или по факту, а их частоту определяет необходимость.
— За голосованием на участках принудительного содержания тоже наблюдали представители ОНК?
— По закону Общественная палата имеет право назначать на выборы независимых общественных наблюдателей. Но на выборы в местах заключения и принудительного содержания им доступ закрыт. Вместе с тем именно ОНК может взять и берет на себя контроль соблюдения выборного законодательства в таких местах. В этом году на выборах депутатов кубанского парламента и в органы местного самоуправления были выданы предписания членам краевого ОНК, которые наблюдали за ходом голосования на «закрытых» участках. То есть благодаря работе ОНК на сегодняшний день защищены в том числе и избирательные права людей, оказавшихся в местах принудительного содержания.
— И последний вопрос. Владимир Владимирович, можно ли назвать общественные наблюдательные комиссии гарантом здоровья гражданского общества?
— Конечно. ОНК — это важный инструмент общественного контроля, без которого будет невозможно формирование ответственного и защищенного гражданского общества.
Последние новости
Выстраивание эффективного взаимодействия между различными уровнями власти обсудили на конференции в рамках «Муниципального диалога»
В национальном центре «Россия» в рамках «Муниципального диалога» прошла конференция руководителей представительных органов административных центров РФ.
АО «Мусороуборочная компания»
Главный офис АО «Мусороуборочная компания» с 01.01.2025 г. осуществляет свою деятельность по новому адресу: ст.
Полицейские Новокубанского района информируют: жители нашего района продолжают попадаться на уловки мошенников
Так, с заявлением в полицию о мошенничестве обратилась местная жительница.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку