Дежавю: новая приватизация на «прозрачных» рыночных условиях

ПОЛИТОБЗОР. 1 октября 1992 года в Российской Федерации, экономика которой, кто помнит те времена, была в удручающем состоянии, в целях ее перевода на рыночные рельсы и наполнения бюджета началась раздача ваучеров.



ПОЛИТОБЗОР. 1 октября 1992 года в Российской Федерации, экономика которой, кто помнит те времена, была в удручающем состоянии, в целях ее перевода на рыночные рельсы и наполнения бюджета началась раздача ваучеров. Сбежавший из России автор, отец, вдохновитель и организатор грабительской приватизации Чубайс тогда обещал, что на этот ваучер стоимостью 10 тысяч рублей (реальная доля стоимости национальных богатств России для каждого гражданина позже оценивалась в сумму от трехсот тысяч до полумиллиона тех рублей) можно будет купить два-три автомобиля «Волга» и много чего еще.

Стоит отметить, что принятый Верховным Советом РСФСР закон изначально предполагал, что каждый приватизационный чек будет именным и привязан к инвестсчету гражданина, а тратить полагающуюся каждому жителю страны сумму можно только на покупку госсобственности. Но депутаты летом ушли на каникулы, и Ельцин своим указом «слегка» изменил закон. И ваучер перестал быть именным, превратившись, по сути, в бумажку, которую можно свободно продавать, покупать или просто напечатать в любой типографии. Забузивший парламент потом расстреляли, и началось то, что до сих пор вспоминается многими согражданами как кошмарный сон. Но появился класс собственников, в основном из криминальной среды, где к тому времени уже крутились немалые деньги.

Позже Чубайс признавался, что «стоял выбор между коммунистическим криминалом (так он называл «красных» директоров») и капиталистическим». Какой выбор был сделан, понятно. Многих из новых собственников крупнейших системообразующих предприятий просто делали таковыми через залоговые аукционы, в результате которых миру явились яркие представители новой эпохи: Березовский, Ходорковский, Абрамович и другие не менее известные граждане из российского списка «Форбса» и иже с ними. Иными словами, Чубайс и Ко, штамповали своих олигархов за госсчет. Те из них, кто выжил в последующие десятилетия перераспределения приватизированных активов, стали той самой узкой группой лиц (менее 1 процента населения), контролирующей, по разным оценкам, от 60 до 70 процентов национального богатства страны. Это один из самых высоких показателей в мире.

Кроме того, есть у приватизации тех лет еще один просто замечательный и даже жизненно важный для нынешних элит результат. Она, как мы помним, была проведена в рекордные сроки, с огромным количеством даже не нарушений, а антигосударственных преступлений, в первую очередь потому, что в разрушающейся на глазах стране резко возросла вероятность если не народной революции, то ренессанса социализма точно. И Гайдар с компанией поступили, на мой взгляд, просто гениально и даже конгениально: они попутно с откровенным грабежом страны на десятилетия купировали саму почву для любых массовых протестов населения, причем абсолютно бесплатно.

Еще в 1991 году ельцинским указом была разрешена приватизация жилья, но не более 18 метров на человека, за остальное надо было доплачивать, а так как лишних денег у людей не было, процесс шел не очень. Но уже через год такая приватизация была объявлена бесплатной — и понеслось: моментально сформировался рынок недвижимости, и она начала постоянно расти в цене, что, собственно, происходило до настоящего времени. Таким образом, в одночасье подавляющее большинство простых россиян стали, образно говоря, состоятельными собственниками, как бы временно находящимися в затруднительном состоянии. А люди, которым есть что терять, в массе своей не бунтуют. Но это так, к слову пришлось.

Об истинных намерениях авторов перераспределения общественной собственности в свою пользу, о том, что, возможно, даже не просто приватизация предприятий была для них главной задачей, говорит один пункт из соответствующего указа Ельцина от 1991 года в разделе о запрещенных к приватизации объектах и предприятиях. А раз пришлось запрещать, значит, имелось у реформаторов намерение прибрать к рукам и эти активы. Но не дали.

Среди них (вдумайтесь!): Государственная казна Российской Федерации, средства республиканского бюджета России, республиканского валютного резерва, Пенсионного фонда и государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ, а также золотой запас и Алмазный фонд!

Был в этом же перечне запрет на приватизацию предприятий и объектов электроэнергетики, аптек, трубопроводов, портов, мусороперерабатывающих и оборонных заводов и многого другого, что в итоге благополучно ушло в частные руки, в том числе и западные. В этой связи вспоминается гуляющая по просторам интернета байка о зарегистрированном в пик распада СССР где-то в Нидерландах АО «Российская Федерация» с очень уважаемыми поныне людьми в числе учредителей. Но врут, поди, злые языки, как всегда. Впрочем, это тоже к слову пришлось.

На днях к очередной приватизации в России — из-за проблем в экономике — призвал руководитель госбанка (!) ВТБ Андрей Костин. Полагающий, что частный собственник лучше и эффективнее государственного и он накопил значительный инвестиционный потенциал.

А это, думается, четкий сигнал, что решение с высокой долей вероятности, может быть, уже обсуждается властями. На ваучеры нам всем, конечно же, рассчитывать вряд ли стоит, народу уже давно не принадлежат ресурсы своей страны (жилья достаточно?), а вот кто может быть бенефициаром «новой приватизации» госсектора, давайте посмотрим.

Крупнейших компаний и корпораций с госучастием в стране не так уж и много — не больше трех десятков в энергетике, газо- и нефтедобыче, транспорте, связи и т.д. Они, разумеется, и есть главный актив для новых вип-приватизаторов. Но обвинить их (скажем, тот же Сбер, Газпром или РТК) в неэффективности может разве что немного попутавший чего-то в экономических берегах банкир не самого, мягко скажем, прибыльного (судя по недавним отчетам) кредитного учреждения в стране. Да и как-то странно смотрится его заявление сразу после выступления Владимира Путина на совещании по экономическим вопросам, на котором глава государства заявил, что Правительство РФ на фоне позитивной статистики улучшило прогноз социально-экономического развития государства и его следует считать максимально объективным.

И госбанкиру, наверное, лучше других должно быть понятно, что на этом фоне говорить о системных экономических проблемах в стране как-то не очень разумно, попахивает фрондой, так сказать. Разве что он свой банк хочет приватизировать. Ведь в финансовом секторе госбанкам принадлежит больше половины этого рынка, что всегда вызывало негативную реакцию Центробанка, в первую очередь из-за льготных ипотечных программ, которые, по мнению регулятора, не нужны. Так что ЦБ, стоит полагать, объективно заинтересован в уменьшении доли государства в своей вотчине. Но вряд ли именно этот аспект имел в виду банкир, призывая начать новый этап приватизации, чтобы получить деньги на модернизацию страны.

Свое предложение он мотивировал тем, что западные санкции разрушили несущие элементы экономики, сложившейся в России за последние тридцать лет. Новую модель можно построить, начав с трех приоритетов — это новые логистические коридоры, перезапуск целых отраслей промышленности и укрепление обороноспособности страны. А средства на это, по его мнению, даст не только масштабная приватизация, но и резкое увеличение ГОСДОЛГА. Ключевое слово! Сразу всплывают в памяти залоговые аукционы, когда нужные люди приобретали активы, по сути, за госсчет. Не зря же говорится, что все новое — это хорошо забытое старое.

Можно предположить, что отлученные от европейских и американских рынков многие системные игроки властной вертикали начинают требовать возмещения понесенных утрат, компенсации, так сказать, за многолетний непосильный труд и поддержание стабильности. И новая приватизация ими того, что еще приносит и может приносить прибыль, выглядит вполне возможной мерой для снятия внутриэлитного напряжения, вызванного конфронтацией с коллективным Западом, ужесточением санкций и т.д. К тому же нетрудно предположить, что требование новой приватизации может исходить в первую очередь от бенефициаров старой, для которых эффективно работающий госсектор означает исторический конец.

А то, что пресс-секретарь президента сказал, будто вопрос новой приватизации в Кремле не обсуждается, на фоне поднятого выступлением Костина информационного шума стоит, пожалуй, рассматривать как косвенное подтверждение того, что ее все же пытаются протолкнуть. Конечно же, исключительно из-за забот о наполнении казны в целях дальнейшего развития и, как сказал банкир, только «на прозрачных и рыночных условиях». А вы как считаете?

Последние новости

ТОП-5 самых частых поломок блоков питания по версии сервисных инженеров

Разбираем, что чаще всего выходит из строя в БП, почему это происходит и как этого избежать

ФНС России предупреждает о мошеннических звонках и рассылках

Неизвестные сообщают о неуплаченных налогах, образовавшейся задолженности, непредставленных документах, необходимости подать декларацию, пояснения или другие документы.

Глава Сочи Андрей Прошунин обсудил с жителями Адлерского района вопросы развития социальной инфраструктуры

Встречу с жителями провели в поселке Красная Поляна. В ней приняли участие глава Адлерского района, руководители структурных подразделений мэрии, депутаты Городского Собрания Сочи, представители полиции, прокуратуры и МЧС.

Сочи возглавил рейтинг городов страны по качеству жизни

Федеральный рейтинг составлен экспертами Финансового университета при Правительстве Российской Федерации по итогам первого квартала 2025 года.

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Новосибирске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *