Банкротство Чубайса, или Будет ли правительство спасать Роснано
ПОЛИТОБЗОР. Перед пандемией, в 2019 году, сразу после отставки правительства Медведева, в деловых СМИ промелькнула занимательная информация.
ПОЛИТОБЗОР. Перед пандемией, в 2019 году, сразу после отставки правительства Медведева, в деловых СМИ промелькнула занимательная информация. После этого в открытых источниках подобного не сообщалось, но оно и понятно почему: тогда стало известно, что суммарный долг десяти российских госкорпораций и госкомпаний на целый триллион рублей превысил Фонд национального благосостояния (из которого их убытки, как правило, и покрывались), достигнув без малого 10 триллионов рублей.
Потом по экономике ударил ковидный кризис, началась спецоперация. И надо полагать, разве что за исключением госбанковских корпораций, состояние ГК в остальных сегментах экономики с тех пор существенно не улучшилось. Возможно, еще поэтому многие параметры бюджета РФ становятся закрытыми. Кстати, бюджетные расходы на оборону РФ не скрываются: на следующий год они увеличиваются на 4,4 триллиона рублей и составят 10,7 триллиона. А вот сколько государство намерено выделить на погашение «долгов» госсектора, не говорится. Но, думается, эти средства весьма и весьма значительны.
Впрочем, по данным Росстата, в прошлом году суммарная прибыль примерно половины российских компаний с государственным участием составила 2,14 триллиона рублей, что по понятным причинам почти вдвое меньше, чем годом ранее. На какую сумму были погашены «долги» (иначе — банкротство) таких предприятий, не сообщается. Создание госкорпораций в современной России, их необходимость для государственного строительства после лихих 90-х диктовались в том числе и провозглашенной политикой так называемого равноудаления приватизировавших все что можно олигархов от Кремля, в первую очередь в сырьевой и энергетической сфере. За два с лишним десятилетия эти так называемые госкомпании, или госсектор, по оценкам одних экспертов, стали основой и драйвером экономики РФ, по мнению других — базисом непобедимой, системной коррупции, распилов, схематоза и многого другого, с чем российское государство пытается все эти годы так или иначе бороться.
Сейчас в РФ госкорпорациями принято считать: Росатом, Ростех, Роснано, «ВЭБ.РФ», Агентство по страхованию вкладов, Роскосмос. Также в госсектор входят 507 акционерных обществ с государственным участием — такие, как Газпром, РЖД, Алроса, Россети, ВТБ, Сбербанк, РусГидро, Роснефтегаз, Аэрофлот и другие.
Разница же между госкорпорациями и госкомпаниями, с одной стороны, существенна. Первые по сути являются некоммерческими организациями, которым государство передает в полное распоряжение имущество и другие активы. Но при этом они, как, кстати, и Центробанк, неподконтрольны Правительству РФ и обязаны всего лишь раз в год отчитываться перед Госдумой. С другой — вряд ли распилы на том же космодроме Восточный в госкорпорации «Роскосмос» сильно отличаются, скажем, от «шубохранилища» в госкомпании «РЖД». И вряд ли кто-то в правительстве посмеет пойти с проверкой в компании «Газпром» или «Роснефть».
Кстати, почему-то объем долгов госкорпораций и крупнейших госкомпаний как-то явно коррелируется с объемом средств, выведенных из страны. Но это так, к слову о том, что на протяжении трех десятилетий вывод инвестиционных доходов иностранным капиталом (который владеет долями и в Сбербанке, и в Газпроме, и в других госкомпаниях) из России многократно превышал приток инвестиционных доходов в Россию из-за границы. Это превышение, как следует из статистики ЦБ, в отдельные кризисные годы приближалось к 100 миллиардам долларов. В 2022 году, также по оценкам Банка России, превышение вывоза капитала из Российской Федерации над ввозом достигло 250 миллиардов долларов — рекорд за все годы существования РФ. Каким оно будет в этом году, интересно?
На этой неделе, безусловно, главной новостью из мира госкорпораций и больших денег стало сообщение о «предбанкротном» состоянии Роснано, которой до недавнего бегства руководил Анатолий Чубайс. Хотя, конечно, странно, что сам термин «банкротство» используется как в самой компании, так и в комментариях официальных представителей властей, экспертов и т.д. Ведь согласно действующему законодательству такие госкомпании банкротству не подлежат. Да и, к слову сказать, правительство формально не отвечает по обязательствам госкорпораций. Но Роснано, похоже, не является таковой в чистом виде, и каким-то образом Чубайсу удалось преобразовать эту госкорпорацию в акционерное общество с закрытым списком собственников. Но это в данном случае, наверное, не важно.
Как сообщил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, в правительстве очень плотно занимаются вопросом целесообразности поддержки Роснано и в кабмине «генерятся соответствующие предложения». Песков не стал уточнять, хотят ли власти спасать эту знаковую компанию. Впрочем, этот вопрос уже не из области экономики. Тем более многие эксперты говорят, что им вообще трудно понять, чем занималась госкорпорациия как после тихого побега Чубайса за рубеж, так и до этого. Добавим: которая и была изначально создана как синекура для отца приватизации.
В этой связи сразу вспоминается скандал в 2018 году, когда, по сообщению Прокуратуры РФ, «в результате информирования органами Федеральной службы безопасности Президента РФ не допущено утраты государственного контроля над активами Роснано стоимостью 147 миллиардов рублей». Иными словами, Чубайс собирался приватизировать и вывести на будущую родину активы ГК на эту сумму, и только вмешательство президента остановило поднаторевшего в подобных делах Анатолия Борисовича. Но, видать, затаил обиду отец-приватизатор на неблагодарное ему государство. И, наверное, не случайно, что столько неподъемных долгов образовалось в Роснано. А куда ушли и на каких счетах осели «долги» — возможно, когда-нибудь власти нам и скажут…
Сообщалось, что чистый долг Роснано за первое полугодие 2023 года превысил 95 миллиардов рублей. При этом объем требований кредиторов, как следует из документов, значительно превышает стоимость активов этой ГК. В прошлом году, когда Роснано лишилось своего главного бенефициара, общая сумма долгов, которые корпорация объявила проблемными, указывалась на уровне 280 миллиардов рублей! Действительно, как сказал недавно Владимир Путин, «там большая дыра, огромная дыра финансовая».
Кстати, в последнее время на фоне активизировавшейся полемики о необходимости новой приватизации некоторые госкомпании из системообразующих стали публично заявлять о проблемах. И вот уже о растущей финансовой дыре в Почте России рассказывает спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. По ее оценке, состояние оператора «очень печальное» и без разработки адекватной финансовой модели дыра превратится в огромную яму, «куда все провалится». При этом политик посетовала, что исправлять ситуацию никто не торопится.
До этого застрельщик темы новой приватизации глава госкорпорации «ВТБ» Андрей Костин рассказал об «огромной финансовой дыре» в Объединенной судостроительной компании, которая недавно перешла под контроль банка. По его мнению, без помощи государства исправить ситуацию тоже не получится. Несомненно, этим госкомпаниям будет оказана помощь в «погашении долгов», и, скорее всего, из ФНБ. Но вот что касается Роснано, то очень хочется узнать: намерены ли все же власти спасать эту чубайсовскую корпорацию? Хотя по-хорошему надо бы ее показательно закрыть, окончательно поставить точку и, если можно так сказать, обанкротить роль Анатолия Чубайса в истории России. Начать наконец расставаться с тем наследием, что он оставил стране. А вы как считаете?
Последние новости
Глава Сочи Андрей Прошунин провел совещание по ликвидации оползневых процессов
На нем обсудили ситуацию на федеральной автодороге А-147 в районе Уч-Дере.
ВОЕННАЯ СЛУЖБА ПО КОНТРАКТУ
Выбирайте службу по контракту, присоединяйтесь к своим! Чтобы стать защитником Родины, обращайтесь в военные комиссариаты и в краевой пункт отбора.
Принимаются запросы на продление временного разрешения от иностранных граждан, не имеющих соответствующих документов для легального пребывания и работы
Отдел по вопросам миграции Управления МВД России по городу Новороссийску информирует о приеме запросов на продление временного разрешения от иностранных граждан,
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи