Внимание, тревога! Если завтра в Сочи «гром грянет»...
Существует пять сигналов гражданской обороны: «Внимание всем!», «Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога».
Существует пять сигналов гражданской обороны: «Внимание всем!», «Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога». К счастью, в истории Сочи эти сигналы звучали только с целью проверки систем оповещения, но ни разу по реальному поводу. Мы настолько привыкли жить в мире, в котором «все хорошо», что абсолютно не представляем, что делать, если «гром грянет»?
В 70-хх годах прошлого века в советских школах была введена система военной начальной подготовки. Наглядными пособиями, будь то противогазы или учебные гранаты, школы обеспечивал военкоматы. А преподавателями чаще становились офицеры или сержанты в отставке. Любая теория подкреплялась на практике – во время занятий, военных сборов или обязательных походов. Иными словами, дети не только в теории знали, как развести костер или найти выход из леса, они могли в реальной жизни применить эти знания. Однако с развалом СССР начальная военная подготовка исчезла, а ее заменил предмет ОБЖ. Число практических занятий резко уменьшилось. Гражданская оборона в большинстве школ превратилась в бесконечную теорию, которую в случае реальной опасности вряд ли вспомнишь. Почему так происходит? И смогли бы современные дети и взрослые выжить в экстремальных условиях? В этом вопросе разбирались корреспонденты «Народной газеты Сочи».
Раньше рыли окопы!
Несколько лет назад в России провели исследование, согласно которому предмет ОБЖ назвали самым «устаревшим и бесполезным уроком в школе». По мнению экспертов, никаких практических знаний он детям не дает. Действительно, большая часть практических занятий исчезла в 90-хх годах и предмет потерял, что называются, всю соль. Нет прежней материальной базы, а то, что было, по большей части вернулось назад в военкоматы. Нет и того количества часов, которые ранее уделяли на военную подготовку. Если школьник в советское время в случае экстремальной ситуации мог сориентироваться, то современные дети без «окей, гугл» вряд ли найдут выход из леса или окажут первую помощь. Система образования, которая в начале 90-хх годов пришла на смену советской, посчитала, что без этих знаний в современном мире вполне можно обойтись. Отметим, что в Краснодарском крае в 90-хх годах создали свою региональную программу по ОБЖ, в которой оставили многие вопросы из начальной военной подготовки. Просуществовала она до 2000-х годов, но потом на смену пришли новые единые требования.
Один из старейших преподавателей ОБЖ в Сочи – Александр Николаевич Кошелев . Опыт работы – почти полвека! Его первые ученики, которых он иногда встречает в Сочи, уже вышли на пенсию. Но «товарища военрука», как до сих пор называют Александра Николаевича, помнят и уважают до сих пор. Начинал он с преподавания начальной военной подготовки в 1973 году. Сейчас является преподавателем-организатором ОБЖ в школе №82 в Дагомысе, в которой работает с момента открытия. Александр Николаевич сумел с советских времен сохранить множество наглядных материалов для детей. Это не только противогазы, но и учебные мины, гранаты, пневматические винтовки, радиационные приборы… Таким арсеналом может похвастаться далеко не каждая школа в России. Поэтому неудивительно, что несколько лет назад Александр Кошелев победил на всероссийском конкурсе «Учитель года»:
- Конечно, практики не хватает. Мы раньше за пределами школы даже окопы учились рыть, а сейчас? За 1 урок в неделю сложно что-то объяснить и одновременно показать. Я могу рассказать, как разжигать костер в лесу. И ребенок выучит все виды костров в теории. Но нужна ведь практика. Раньше были обязательные походы, а сейчас их нет. Огромное внимание в СССР уделялось первой медицинской помощи, у меня до сих пор остался школьный учебник медподготовки. Например, для девочек был норматив, за сколько минут они должны суметь наложить повязку и т.д. Сейчас у нас есть современный электронный манекен, на котором дети тренируются останавливать кровотечение, делать искусственное дыхание, накладывать шину… Тренироваться на манекене многие, кстати, почему-то боятся. Но это те знания, которые нужны каждому человеку!
Урок ОБЖ по современной программе можно преподавать с 5 класса, если у школы есть такая возможность. Но чаще всего, такой возможности нет. Обязательно предмет должен быть в расписании с 8 класса. Казалось бы, о какой гражданской обороне может идти речь для ребенка 11-12 лет? Но гражданская оборона – это не только защита от техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций. Например, природные катаклизмы и правила поведения при них также можно отнести к гражданской обороне. В 5 классе детям на уроках объясняют вопросы безопасности на транспорте, в быту, как избежать контактов со злоумышленниками… Более того, не так давно в программу добавили вопросы безопасности в информационном пространстве. Рассказывают школьникам и про опасность организаций «Синий кит», «Колумбайн», «Ауе» и другие веяния времени.
- Если бы я преподавал ОБЖ в 5 классе и у нас была бы тема химического производства, то я бы обязательно показал детям противогаз, - объясняет Александр Кошелев. – Детям нужен интерактив, они так лучше воспринимают и запоминают информацию. Но у нас в некоторых школах в регионах и противогаза-то нет… Если бы мы проходили ядерные объекты, то я бы показал прибор радиационной разведки. И сказал бы: дети! Радиация – это невидимое излучение, но с помощью этого устройства мы можем ее обнаружить. Прибор фиксирует даже естественную солнечную радиацию, которая есть везде.
Проблема в современных школах и с кадрами. Увы, в преподаватели ОБЖ выпускники школ не рвутся. Традиционно «мужской» предмет сейчас стали преподавать женщины, совмещая с основной специализацией. Например, это могут быть учительницы физкультуры, химии, биологии… Более того, даже урок «Технология» для мальчиков преподают женщины! Кстати, мальчики не жалуются.
Звучит сирена: куда бежать?
Учения по гражданской обороне должны проводить в каждой организации и не только бюджетной! Существуют специальные программы обучения сотрудников. В зависимости от направленности организации – своя программа. Например, обучения могут проводить сотрудники МЧС, «Кубань-спас» т.д.
- Подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в образовательных учреждениях, по месту жительства, а подготовка руководителей и специалистов организаций, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС для защиты от ЧС осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы , - объясняет Вадим Снегирев , начальник Управления гражданской обороны и защиты населения администрация Сочи. – Тренировки и учения проводятся ежемесячно. Знания по действиям в ЧС (в том числе и об оказании первичной медицинской помощи) можно получить: работающему населению – в организациях на обязательных занятиях; неработающему населению – в учебно- консультационных пунктах для неработающего населения при территориях общественного самоуправления.
Другой вопрос в том, что большинство детей и взрослые эту информацию воспринимает по принципу «с нами это никогда не случится». Но ведь самое главное, чего не хватает любому человеку в случае чрезвычайной ситуации, четкого алгоритма действий. Умения не поддаться панике. Для этого нужна практика, а с этим звеном в нашей системе образования проблемы.
- Я часто спрашиваю детей, что вы будете делать, если услышите сигнал тревоги? – рассуждает Александр Николаевич. – Дети отвечают: «Убегать!». Но куда убегать и зачем? Может, наоборот, нужно оставаться на месте? Сирена говорит о том, что что-то произошло. И чтобы это узнать, нужно включить телевизор или радио. Но точно не бежать и не паниковать!
Современные реалии показывают, что практические занятия по гражданской обороне – это необходимость и знания, необходимые каждому. Учебная программа, безусловно, не резиновая и расширять ее до бесконечности невозможно. К тому же, на любую практику необходимы средства. Это не только материальная база. Например, в элементарном походе школьники должны где-то спать (нужны палатки) и есть (как минимум трехразовое питание). На это также необходим дополнительный бюджет. Но это «элементарно» для современной системы образования оказывается камнем преткновения. Можно бесконечно говорить о том, что ОБЖ – бесполезный предмет. А можно посмотреть на статистику происшествий в стране. Например, в России тысячи людей в год погибают в лесу с телефоном в руках! И это не только пожилые люди, которые пошли за грибами и заблудились. Но и молодые люди, которые просто не знают, как ориентироваться на месте и как выжить. Может быть, половину трагедий удалось избежать, если у людей в голове были бы школьные знания о том, как вести себя в экстремальной ситуации?
КСТАТИ
В целях оповещения населения в Сочи установлены: комплексная система экстренного оповещения населения (КСЭОН) и региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО). Системы КСЭОН и РАСЦО включает в себя 120 электрических сирен типа С-40 и 121 сиренно-речевую установку.
В 70-хх годах прошлого века в советских школах была введена система военной начальной подготовки. Наглядными пособиями, будь то противогазы или учебные гранаты, школы обеспечивал военкоматы. А преподавателями чаще становились офицеры или сержанты в отставке. Любая теория подкреплялась на практике – во время занятий, военных сборов или обязательных походов. Иными словами, дети не только в теории знали, как развести костер или найти выход из леса, они могли в реальной жизни применить эти знания. Однако с развалом СССР начальная военная подготовка исчезла, а ее заменил предмет ОБЖ. Число практических занятий резко уменьшилось. Гражданская оборона в большинстве школ превратилась в бесконечную теорию, которую в случае реальной опасности вряд ли вспомнишь. Почему так происходит? И смогли бы современные дети и взрослые выжить в экстремальных условиях? В этом вопросе разбирались корреспонденты «Народной газеты Сочи».
Раньше рыли окопы!
Несколько лет назад в России провели исследование, согласно которому предмет ОБЖ назвали самым «устаревшим и бесполезным уроком в школе». По мнению экспертов, никаких практических знаний он детям не дает. Действительно, большая часть практических занятий исчезла в 90-хх годах и предмет потерял, что называются, всю соль. Нет прежней материальной базы, а то, что было, по большей части вернулось назад в военкоматы. Нет и того количества часов, которые ранее уделяли на военную подготовку. Если школьник в советское время в случае экстремальной ситуации мог сориентироваться, то современные дети без «окей, гугл» вряд ли найдут выход из леса или окажут первую помощь. Система образования, которая в начале 90-хх годов пришла на смену советской, посчитала, что без этих знаний в современном мире вполне можно обойтись. Отметим, что в Краснодарском крае в 90-хх годах создали свою региональную программу по ОБЖ, в которой оставили многие вопросы из начальной военной подготовки. Просуществовала она до 2000-х годов, но потом на смену пришли новые единые требования.
Один из старейших преподавателей ОБЖ в Сочи – Александр Николаевич Кошелев . Опыт работы – почти полвека! Его первые ученики, которых он иногда встречает в Сочи, уже вышли на пенсию. Но «товарища военрука», как до сих пор называют Александра Николаевича, помнят и уважают до сих пор. Начинал он с преподавания начальной военной подготовки в 1973 году. Сейчас является преподавателем-организатором ОБЖ в школе №82 в Дагомысе, в которой работает с момента открытия. Александр Николаевич сумел с советских времен сохранить множество наглядных материалов для детей. Это не только противогазы, но и учебные мины, гранаты, пневматические винтовки, радиационные приборы… Таким арсеналом может похвастаться далеко не каждая школа в России. Поэтому неудивительно, что несколько лет назад Александр Кошелев победил на всероссийском конкурсе «Учитель года»:
- Конечно, практики не хватает. Мы раньше за пределами школы даже окопы учились рыть, а сейчас? За 1 урок в неделю сложно что-то объяснить и одновременно показать. Я могу рассказать, как разжигать костер в лесу. И ребенок выучит все виды костров в теории. Но нужна ведь практика. Раньше были обязательные походы, а сейчас их нет. Огромное внимание в СССР уделялось первой медицинской помощи, у меня до сих пор остался школьный учебник медподготовки. Например, для девочек был норматив, за сколько минут они должны суметь наложить повязку и т.д. Сейчас у нас есть современный электронный манекен, на котором дети тренируются останавливать кровотечение, делать искусственное дыхание, накладывать шину… Тренироваться на манекене многие, кстати, почему-то боятся. Но это те знания, которые нужны каждому человеку!
Урок ОБЖ по современной программе можно преподавать с 5 класса, если у школы есть такая возможность. Но чаще всего, такой возможности нет. Обязательно предмет должен быть в расписании с 8 класса. Казалось бы, о какой гражданской обороне может идти речь для ребенка 11-12 лет? Но гражданская оборона – это не только защита от техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций. Например, природные катаклизмы и правила поведения при них также можно отнести к гражданской обороне. В 5 классе детям на уроках объясняют вопросы безопасности на транспорте, в быту, как избежать контактов со злоумышленниками… Более того, не так давно в программу добавили вопросы безопасности в информационном пространстве. Рассказывают школьникам и про опасность организаций «Синий кит», «Колумбайн», «Ауе» и другие веяния времени.
- Если бы я преподавал ОБЖ в 5 классе и у нас была бы тема химического производства, то я бы обязательно показал детям противогаз, - объясняет Александр Кошелев. – Детям нужен интерактив, они так лучше воспринимают и запоминают информацию. Но у нас в некоторых школах в регионах и противогаза-то нет… Если бы мы проходили ядерные объекты, то я бы показал прибор радиационной разведки. И сказал бы: дети! Радиация – это невидимое излучение, но с помощью этого устройства мы можем ее обнаружить. Прибор фиксирует даже естественную солнечную радиацию, которая есть везде.
Проблема в современных школах и с кадрами. Увы, в преподаватели ОБЖ выпускники школ не рвутся. Традиционно «мужской» предмет сейчас стали преподавать женщины, совмещая с основной специализацией. Например, это могут быть учительницы физкультуры, химии, биологии… Более того, даже урок «Технология» для мальчиков преподают женщины! Кстати, мальчики не жалуются.
Звучит сирена: куда бежать?
Учения по гражданской обороне должны проводить в каждой организации и не только бюджетной! Существуют специальные программы обучения сотрудников. В зависимости от направленности организации – своя программа. Например, обучения могут проводить сотрудники МЧС, «Кубань-спас» т.д.
- Подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в образовательных учреждениях, по месту жительства, а подготовка руководителей и специалистов организаций, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС для защиты от ЧС осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы , - объясняет Вадим Снегирев , начальник Управления гражданской обороны и защиты населения администрация Сочи. – Тренировки и учения проводятся ежемесячно. Знания по действиям в ЧС (в том числе и об оказании первичной медицинской помощи) можно получить: работающему населению – в организациях на обязательных занятиях; неработающему населению – в учебно- консультационных пунктах для неработающего населения при территориях общественного самоуправления.
Другой вопрос в том, что большинство детей и взрослые эту информацию воспринимает по принципу «с нами это никогда не случится». Но ведь самое главное, чего не хватает любому человеку в случае чрезвычайной ситуации, четкого алгоритма действий. Умения не поддаться панике. Для этого нужна практика, а с этим звеном в нашей системе образования проблемы.
- Я часто спрашиваю детей, что вы будете делать, если услышите сигнал тревоги? – рассуждает Александр Николаевич. – Дети отвечают: «Убегать!». Но куда убегать и зачем? Может, наоборот, нужно оставаться на месте? Сирена говорит о том, что что-то произошло. И чтобы это узнать, нужно включить телевизор или радио. Но точно не бежать и не паниковать!
Современные реалии показывают, что практические занятия по гражданской обороне – это необходимость и знания, необходимые каждому. Учебная программа, безусловно, не резиновая и расширять ее до бесконечности невозможно. К тому же, на любую практику необходимы средства. Это не только материальная база. Например, в элементарном походе школьники должны где-то спать (нужны палатки) и есть (как минимум трехразовое питание). На это также необходим дополнительный бюджет. Но это «элементарно» для современной системы образования оказывается камнем преткновения. Можно бесконечно говорить о том, что ОБЖ – бесполезный предмет. А можно посмотреть на статистику происшествий в стране. Например, в России тысячи людей в год погибают в лесу с телефоном в руках! И это не только пожилые люди, которые пошли за грибами и заблудились. Но и молодые люди, которые просто не знают, как ориентироваться на месте и как выжить. Может быть, половину трагедий удалось избежать, если у людей в голове были бы школьные знания о том, как вести себя в экстремальной ситуации?
КСТАТИ
В целях оповещения населения в Сочи установлены: комплексная система экстренного оповещения населения (КСЭОН) и региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО). Системы КСЭОН и РАСЦО включает в себя 120 электрических сирен типа С-40 и 121 сиренно-речевую установку.
Последние новости
Производители предсказывают рост цен на колбасные изделия
Ожидается, что в 2025 году колбасы станут значительно дороже.
Рост высокотехнологичной медицинской помощи в Краснодарском крае
Увеличение объема медицинских услуг благодаря современным технологиям и квалифицированным специалистам.
Уникальная операция в Сочи: удаление двух опухолей за один раз
Хирурги сочинского онкодиспансера успешно провели комбинированное вмешательство.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований
На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Гатчине с предложениями работы от ведущих работодателей города