Эксперимент: что знает современная молодежь о Великой Отечественной войне

В советские годы половину учебника по истории занимали параграфы о периоде 1941-1945 годов.

В советские годы половину учебника по истории занимали параграфы о периоде 1941-1945 годов. Во время итогового экзамена по предмету один из двух вопросов билета тоже был посвящен этой теме. Сдавать не боялись. Даты, события, имена отлетали от зубов даже у троечников. А как сейчас?

Фото: Дарья Паращенко, "Краснодарские известия" Битва под Сталинградом проходила под… Ленинградом?

Честно говоря, давно хотела написать статью на тему исторических познаний у молодых и юных. А поводом стали ролики в интернете, в которых проводились опросы молодежи на знание, казалось бы, элементарных вещей. Сначала даже не поверила, что это происходит на самом деле — милые создания несли невероятную околесицу. Мне показалось, что подростки просто дурачатся. В голове не укладывалось, как можно не знать, кто такой Гитлер и Сталин или когда началась и закончилась самая кровопролитная война в истории. Роликов появлялось все больше, вопросы школьной программы стало модно задавать так называемым звездам и дружно гоготать над их знаниями, а вернее, над их отсутствием.

Через два дня мы будем отмечать День Победы, вся страна готовится к этому празднику. Я решила наконец-то вернуться к своей задумке и лично пообщаться с теми, кому от 15 до 25 лет. Пока размышляла, о чем бы мне с ними поговорить, на глаза попался очередной видеоопрос пятилетней давности, где юных и прекрасных опрашивает их ровесник накануне 9 Мая. Вот выдержка из него: «Где проходила Сталинградская битва?» — «Не знаем, спросите что-нибудь полегче», — кокетничают в ответ девчонки. «Полегче? — очки у парня лезут на лоб. — Хорошо. Как раньше назывался Санкт-Петербург?» — «Питер!.. Нет? А, Сталинград!» — юные создания продолжают хохотать.

Ведущий задает эти же вопросы еще нескольким представителям поколения Y (рожденные в нулевые годы). Ответы не отличаются глубиной и сообразительностью. Молодые люди не знают, как раньше называлась Северная столица, про Сталинградскую битву познаний тоже ноль. На вопрос «В каком году началась Великая Отечественная война?» звучат какие угодно даты, только не правильные. Ближе всего к ответу — в 1937-м, дальше всего — в 1965-м. Камеры никто не стесняется, все с удовольствием позируют, машут руками, смеются.

«Что такое Т-34? Кто такой Сталин? А Гитлер?» — ведущий не сдается в надежде, что хоть кто-то ответит, но нет. Вопрос «Знают ли ребята, кто такой Александр Матросов?» вызвал очередное веселье. Кто-то пытался делать выводы из фамилии героя, что, наверное, это какой-нибудь матрос. Фантазировало «будущее нашей страны» и на тему названий ракетной артиллерии, когда ведущий спросил, какое женское имя она носила.

«Валерия!» — хотелось бы верить, что девушка шутит, но серьезное выражение лица говорит о том, что она собрана и деловита, а главное — знает, о чем говорит.

«Екатерина! А, нет, Виктория!» — две другие подружки тоже не сомневаются в своих знаниях.

На вопрос «Как звали Сталина?» вразумительных ответов тоже не последовало, а уж тем более никто не смог назвать настоящую фамилию вождя. В лучшем случае говорят, что «какая-то еврейская или грузинская». А еще молодой народец совсем ничего не знает о блокаде Ленинграда, а столицей Германии называет самые разные города, только не Берлин.

Фото: Георгий Зельма, советский фотограф Когда повезло с учителем истории

Звоню преподавателю истории краснодарской гимназии №23 Татьяне Беляевой: может, что-то не то ведущий спрашивал у детей? Мне-то кажется, что вопросы были простыми, как можно этого не знать?

Татьяна Беляева выслушивает мои сетования, со многими из них соглашается:

— Сейчас мы действительно имеем поколение с очень суженным объемом памяти. Без телефона, на котором достаточно нажать кнопку и получить всю необходимую информацию, они просто беспомощны. Что касается знаний — больше всего пострадали дети, которые учились в 1990-е и в начале 2000-х годов, когда из истории стали стирать советский период, начиная с революции 1917 года. Они, скорее всего, и были в том ролике. У нынешних школьников знаний гораздо больше, потому что мы вернулись к линейной системе обучения, которая еще далека от советской, но все равно уже позволяет давать более глубокий материал по истории своей страны. Что касается Второй мировой и Великой Отечественной, эти темы проходят в 10-м классе. На Вторую мировую отводится 6 часов (6 уроков по 40 минут) в первом полугодии. На Великую Отечественную — 7 часов (7 уроков по 40 минут). Конечно, этого очень мало, поэтому даем самое основное: причины и характер войны, отступление и битву за Москву, блокаду Ленинграда и сокрушительное поражение нашей армии в 1942 году, наступление немцев на Кавказ и Крым, в одном параграфе проходим коренной перелом в ходе войны и Сталинградскую битву. Еще один урок — на Курскую дугу и битву за Днепр. Дальше — наступление советских войск, освобождение захваченных территорий и конец войны. Один параграф посвящен культурному пространству войны. Все очень сжато. Причем сейчас мы занимаемся по очень хорошим учебникам, написанным доступным и понятным языком, но в них нет ни слова о пионерах- и комсомольцах-героях, о партизанском движении, только ключевые события. Однако я уверена, если вы спросите моих детей, кто такой Гитлер и Сталин, они обязательно ответят.

Несмотря на сжатую школьную программу, Татьяна Ивановна дает своим ученикам гораздо больше материала. Особенно повезло классу, в котором Беляева является классным руководителем. Со своими учениками она занимается историей на уроках кубановедения — уж Кубани-то есть что рассказать о фронтовых годинах.

Беляева, как и многие педагоги, считает, что нужно менять школьную программу — та же Европа уже отказалась от ЕГЭ. И Болонская система образования в вузах находит все меньше приверженцев. Беляева считает, что необходим еще один час в неделю для изучения истории. Нет, вводить обязательный экзамен по истории не надо, а вот если расширить школьную программу, то это позволит сделать знания детей более глубокими.

Если бы все знали о подвиге Муси Пинкензона

Ученики Беляевой — частые гости в музеях не только края, но и городов России. Татьяна Ивановна вспоминает реакцию детей, когда они впервые оказались в Москве на Поклонной горе, а потом в музее Великой Отечественной войны, где в траурном зале «Скорби» 26 млн 600 тыс. хрусталиков символизировали каждого погибшего и пропавшего без вести. А сколько впечатлений привезли школьники из музея семьи Степановых в Тимашевске, узнав, что Епистиния Федоровна потеряла в войнах всех своих девятерых сыновей: одного — во время Гражданской, восьмерых — в Великую Отечественную.

Из-за пандемии поездки пришлось отложить, но при возможности историк старается организовать экскурсии хотя бы по кубанской земле. Да, есть разные факты, педагог и не собирается о них умалчивать: как некоторые встречали фашистов с хлебом-солью и шли служить в полицаи.

Но есть и такие истории, о которых должны знать современные мальчишки и девчонки. Например, как погиб маленький еврейский скрипач Муся Пинкензон в станице Усть-Лабинской. Его семью эвакуировали из Румынии, отец лечил раненых в госпитале. Когда в станицу вошли немцы, спрятать бойцов не успели. Вместе с солдатами на расстрел повели и семью Пинкензонов. Отца и мать Муси убили за то, что они умоляли не трогать их сына. Перед расстрелом мальчик попросил разрешения сыграть на скрипке. Немцы решили, что он хочет им угодить. Муся взмахнул смычком. Люди сначала не поверили своим ушам, а потом стали подпевать. Мальчик играл «Интернационал» — так 11-летний герой противостоял фашизму. Он и погиб со скрипкой в руках — разъяренный немец вскинул автомат и выпустил по ребенку очередь.

— Вы приезжайте к нам в гимназию, поговорите с моими учениками. Они вам многое расскажут!

— приглашает в завершение нашего диалога Татьяна Беляева.

Наверное, не поеду, потому что нет сомнений в том, что уж у такого педагога дети знают про войну. Зато, воодушевленная разговором, беру за основу те самые вопросы из ролика, зову друга и иду на набережную, чтобы провести собственный опрос. Нам удается опросить человек десять. Поделюсь самыми колоритными ответами.

Пусть хоть «челом» назовут…

Первый, кто попадается на пути, — продавец в магазине смартфонов, 25 лет от роду. Он меня сразу предупреждает, что у него аналитический склад ума, поэтому в приоритете информатика и математика, но соглашается поговорить «за историю».

Дорогие мои читатели, мне страшно пересказывать наш недолгий разговор. Он ничего не знает про Великую Отечественную войну от слова «совсем»! На все вопросы один ответ: мотание головой и пожимание плечами. Чистый лист. Когда-то сатирик Михаил Задорнов высмеивал американцев, что у них ноль познаний о войне, это же его фраза: «Американцы считают, что Брюс Уиллис выбил Гитлеру с Борманом зубы бейсбольной битой». Теперь, видимо, так же считает и наше подрастающее, мать его, поколение.

Мы со спутником смотрим друг на друга. Я-то хоть подготовленная роликами, а он-то нет, поэтому у него полный шок. Я же в очередной раз не хочу верить, что вижу истинное лицо молодого россиянина. Но, может, этот парень все-таки исключение? Оказывается — да!

Нам попадается брутальная модная девчонка, которая бойко рассказывает, что за «чел» был Гитлер, а потом — что за «чел» Сталин. Мама одергивает ее за этот «чел», но я радуюсь уже тому, что ребенок знает об этих личностях. В курсе она и про Сталинградскую битву и блокаду Ленинграда. Называет даты начала и конца войны. Девочке 15, в школе Великую Отечественную еще не проходили, но был классный час, а еще она «что-то» читала и смотрела.

Фото: Борис Кудояров, советский фотокорреспондент

Стайка мальчишек на уличных тренажерах тоже с удовольствием соглашается ответить на мои вопросы. Как только слышат про войну, подталкивают высокого Сеню со словами: «Он у нас историю сдает!». Сеня четко выдает годы Второй мировой, а потом и Великой Отечественной. Мальчишки немного плавают про Сталинградскую битву, не в курсе, как сейчас называется этот город-герой, но все-таки уже не чистый лист. Знают и про блокаду Ленинграда. А вот героев войны назвать не могут. Зато, когда спрашиваю, что они знают про кубанских участников войны, взахлеб рассказывают про «ночных ведьм» — девушек-летчиц из отряда Евдокии Бершанской, базировавшегося на Пашковском аэродроме. Про Сталина и Гитлера отвечают правильно, а вот кто такой Жуков — снова небольшое замешательство. Но в целом ребята имеют представление о войне, победу в которой мы будем праздновать 9 Мая. То есть все-таки кубанские школьники неплохо подкованы! Уф…

Три истории от казачьего генерала Фото: Владимир Громов

Звоню еще одному человеку, который точно в курсе, какими знаниями обладает наша молодежь, и имеет свое авторитетное мнение по поводу образования. Это Владимир Громов, первый атаман Кубанского казачьего войска, кандидат исторических наук, который преподает историю уже 46 лет. На мои расспросы Владимир Прокофьевич рассказывает три свои истории.

История первая. Даже второгодник знал все столицы государств

— Ну, Юля, если сравнить исторические познания современной молодежи и их советских сверстников, то они не в пользу нынешнего поколения. Для примера: в 1964 году я учился в 7-м классе. Тогда выходила газета, называлась «За рубежом», в ней размещались материалы из различных иностранных изданий. На одном из уроков истории наш учитель Василий Петрович Григорьев зачитал информацию из этой газеты: «Семьдесят процентов учащихся США не смогли на карте показать Великобританию». Мы хохотали, за животики держались. Потому что в моем классе даже второгодник Петров, очень слабенький ученик, знал все столицы мира и государства. А в 2012-м уже нам плакать пришлось, потому что почти 60% наших молодых людей не могли вспомнить, с кем Россия воевала в 1812 году,

— говорит Владимир Прокофьевич.

Вывод один. Все зависит от того, по какой программе обучают учеников, и может ли учитель предложить дополнительный материал, подобрать такие факты и события в нашей истории, которые просто не смогут не тронуть душу и сердце школьника.

— Чем советская школа отличается от нынешней? Советская школа не только давала знания, но и занималась воспитательным процессом. Мы же в последнее время, лет 30 уже, говорим о том, что школа — это только знания, а уроки — это просто услуги, отсюда и результат. Если говорить о Великой Отечественной войне, мы еще в школе знали весь генералитет Красной Армии, причинно-следственные связи (без причинно-следственных связей вообще невозможно познать историю!), почему началась война, какие были движущие силы, каковы результаты победы русского народа над фашизмом. Спросите нынешних учеников: знают ли они все это? Нет.

— продолжает свою мысль Громов.

История вторая. Как кинематограф помогал знать историю

Владимир Громов считает, что во многом свою негативную роль сыграла система подготовки к ЕГЭ, когда учеников натаскивают по вопросам тестов. А спроси их что-то другое — не ответят, потому что… не знают.

— Современные дети не в состоянии проанализировать события и факты, они даже нормально высказать свои мысли не могут, и это, конечно, уже другая проблема. Тот язык, на котором говорит наша молодежь, — это язык Эллочки-людоедочки из «Двенадцати стульев»: «Бомба, супер, огонь!». А еще в советское время система исторических знаний дополнялась системой кинематографа, снимали прекрасные кинофильмы о войне. Помните, я вам рассказывал, как принимал участие в научной конференции Школы молодого патриота. Школьники выступали с докладами на разные темы. Меня заинтересовал доклад Даши — ученицы 10-го класса из станицы Тимашевской: «Великая Отечественная война в советском и в современном российском кинематографе».

Я ей: «А можешь рассказать плюсы и минусы?» Она в ответ: «Пожалуйста. Советское — это не игровое кино, не графика, которая присутствует в российском кинематографе. Советское кино — это когда актер сидит в траншее и на него движется танк. Он в этот момент переживает то, что чувствовал солдат тогда, находясь в окопе. Раньше сценаристов и режиссеров консультировали военные из высшего офицерского состава. Советское кино было посвящено каким-то историческим событиям, тем или иным сражениям. И вообще, советское кино — это кино, которое пронизано такой достоверностью, что и без оторванных рук, без луж крови понимается трагедия войны. Помните фильм (это она мне задает вопрос) «Летят журавли»? Всего один выстрел, но сколько в этом трагизма войны.

А российские фильмы — это сплошная графика, слабые роли и слабые артисты. Вот и все». Тогда я задаю второй вопрос: «А зачем, как вы считаете, нужна вторая экранизация?»

Она отвечает: «Потому что новая экранизация рассчитана на уровень современного зрителя». — «Угу» — соглашаюсь с Дашей. Получается, что советское кино поднимало этот уровень, а нынешнее его опускает. Опускается до уровня образованности нации, а уровень образованности нации сейчас оставляет желать лучшего.

— продолжает Громов.

История третья. Живу надеждой, что систему образования кардинально изменят

— Расскажу еще одну историю. Недавно я находился на лечении, и со мной в палате лежал молодой человек 18 лет, 1-й курс медуниверситета. Я говорю: «А какие ты можешь назвать современные фильмы, которые тебе нравятся? Я понимаю, что вы смотрите какие-то зарубежные фильмы, и все-таки». Он отвечает: «Да я что-то не припомню, но больше «страшилки» люблю». Вот оно тебе, Юля, патриотическое воспитание — страшилки.

Веду беседу дальше. Спрашиваю: «А как ты, Андрюша, относишься к ситуации, которая сейчас складывается на Украине, что думаешь о спецоперации?» Знаете, что он мне ответил? — «Да я политикой вообще-то не интересуюсь». Тут я не выдержал, говорю ему: «Подожди, мы тут с тобой лежим, я — в возрасте, ты — молодой, люди сейчас за нас и за Россию воюют, а ты говоришь, что политикой не интересуешься? Что ты тогда за гражданин такой?»

  А ведь политика и история, Юля, всегда занимала важное место в воспитании чувства патриотизма: мы растили детей на образах героев, на подвигах. Поэтому исторические познания, особенно в нынешних условиях, очень важны. Возвращаясь к кинематографу, замечу, что сейчас наконец-то стали появляться хорошие фильмы: «28 панфиловцев», «Ржев» и др. Конечно, там много графики, но молодым это нравится, главное — пусть смотрят.

-говорит Владимир Прокофьевич.

Начинать надо с раннего детства. Когда росли мои дети, выпускали небольшие книжки, посвященные русской истории и князьям. Эти рассказы были рассчитаны на дошкольников. С юных лет мои ребятишки знали, кто такой Дмитрий Донской, Александр Невский, Юрий Долгорукий. Сейчас это нужно реанимировать, чтобы ребенок понимал: он — часть этой великой истории. Да, начинать нужно со своей семьи, с хутора, города. Сейчас в Краснодаре столько восстановленных памятников: ходи по улицам, изучай историю. Но должен быть целый комплекс пробуждения! И если мы не изменим систему образования, нас ждет очень печальное будущее. Я живу этой надеждой. Как мы с этими неучами дальше будем жить? Как можно идти вперед, не опираясь на знания прошлого?

В истории все повторяется. Надо не просто знать — нужно уметь анализировать. Человек — это не биологическая масса, которая ходит, ест, пьет и не более того. Помните, как говорили немцы после победы над ними: «Мы проиграли советскому учителю, который вырастил настоящих патриотов!» Даже нацисты признавали, что наша сила — в любви к Родине и уважении к ее прошлому.

Материал подготовила Юлия Осипова

Последние новости

Производители предсказывают рост цен на колбасные изделия

Ожидается, что в 2025 году колбасы станут значительно дороже.

Рост высокотехнологичной медицинской помощи в Краснодарском крае

Увеличение объема медицинских услуг благодаря современным технологиям и квалифицированным специалистам.

Уникальная операция в Сочи: удаление двух опухолей за один раз

Хирурги сочинского онкодиспансера успешно провели комбинированное вмешательство.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Мытищах, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *